Магия ткани

от Marina Shafir

Тонкая нить, выворачиваясь змейкой, пролезает через крепкое сплетение других нитей, меняя свой цвет как хамелеон на свету, то вдруг засияет, то потухнет.  Я совсем маленькая, еще детсадовская, разглядываю коврик с оленями на стене.  Меня занимает мысль — какую ловкость рук и талант нужно иметь, чтобы из  клубка цветных ниток  получилась такие олени?

Помню, бабушка мне тогда объяснила, насколько это было возможно, как прядут нити и ткут ковры. Но удивительный и непостижимый для детского воображения технологический расклад  никак не хотел помещаться в моей голове.  И я (под воздействием мультфильмов, конечно же) представляла: вот спускаются сумерки, бабушка  гасит свет,  и ветки  абрикосового дерева за окном пугают меня пляской теней, как  вдруг из-под резного деревянного карниза и массивного дубового буфета вылетают  маленькие эльфы с цветными нитями в миниатюрных ручках, и танцуя, плетут из нитей  оленей, лебедей, озеро и мелких птичек вдалеке, затем соединяя руки  в круг, вяжут общую картину — мой стенной коврик:)

Еще помню, лет в 12 меня пригласила на день рождение живущая по соседству одноклассница, и  мама обещала  пошить мне  блузку по этому случаю.  Потом ее отвлекли всякие дела, командировка, а мне так сильно хотелось пойти на праздник в новой блузке, что я….раскроила ткань, приложив свою другую блузу, затем вытащила из-под деревянного чехла ручную швейную машинку «Подольская» и..сшила (сама не понимаю как:) блузку, отделав ее кружевом по горловине. С тех пор я не расстаюсь с тканями, нитками, ножницами и машинкой. У меня даже где-то хранится бабушкин наперсток, хотя я сама не понимаю, как можно было шить с ним, мне он мешал всегда. Потом я увлеклась  вышивкой, но не крестиком подушки, как у мамы, а гладью. Спасибо советским журналам для женщин:)  Моя бабушка не видела ничего особенного в профессии журналиста, о которой я мечтала с 3-го класса, она всегда говорила, что профессия должна быть в руках:  — Вот, ты умеешь шить, учись дальше, это хороший парносе заработок.  Благодаря моему умению шить, я смогла «пережить» первые годы абсорбции. Были времена, когда я шила круглые сутки, и уже глаза б мои не видели эту машинку, а было и так, что я шила в свое удовольствие. Но в любое время мания тканей манила и притягивала к себе. Меня до сих пор можно с трудом вытащить из магазина тканей, а ул.Нахалат Беньямин  в Тель-Авиве для меня словно погреб со сметаной для кошки:)

Когда Маша пригласила меня на презентацию выставки «Вплетены в сознание»  в музее «Эрец  Исраэль«я не раздумывая дважды, согласилась.  Несмотря на кризис в нашей легкой и текстильной промышленности,  искусство  из текстиля при этом не страдает спасибо колледжу им. Шенкар.

Ткани — это тоже традиции. Если раньше наши бабушки  были знакомы с шерстью, льном, хлопком  и шелком, то в последние десятилетия на слуху новые модерные словечки: нейлон, полиэстер, лайкра…

На этой выставке я еще раз убедилась как далеко шагнула человеческая мысль!

Если когда-то мне показывали как с помощью иголки и нитки сделать ткань объемной, то в наше время достаточно обработать ткань специальным химическим раствором. Или помните, модные когда-то плиссированные юбки? В годы молодости наших мам вручную сшивали каждую складочку, или складывали под специальный пресс.  Или, помню чтобы вышить  на блузе незамысловатый рисунок, приходилось корпеть на ним пару дней уж точно. А что сейчас? Машины, химия, даешь новые технологии:) Но все же,  без полета мысли, фантазии и очумелых ручек не обойтись:)

Ирена Гордон, куратор этой первой в своем роде в Израиле выставки, собрала под одной крышей художников по тканям и промышленных дизайнеров, специалистов по разработкам новых текстильных направлений и мастеров, которые используют ткани в своих инсталляциях.

Современный текстиль, ткани, нитки, и все что около это огромное поле деятельности для фантазии.  А, если собрать опыт прошлых поколений, народных традиций и промыслов, то нет границ для искусства.

И, например, что творит рука человека с иголкой и ниткой и текстилем….и другими подручными материалами, с которыми, кажется сочетается не сочетаемое:

Куратор выставки Ирена Гордон

Театральный костюм

Обожаю вышивку

Искусство вязание крючком

Это тоже ткань

Этот огромный удивительной красоты и притяжения гобелен работы Саши Стоянов

Еще полным ходом шло приготовление к открытию

за работой:)

Выставка «Вплетены в сознание» открылась сегодня, 17.02.2014 в музее Эрец-Исраэль в Рамат-Авиве.

 

 

 

 

Добавить комментарий

