День в музеях. Город желаний

от Marina Shafir

-Однажды, студия, предоставленная мне Страной, станет музеем, куда я передам свои работы и коллекцию. Молодые люди, мужчины и женщины, посетят музей и увидят синагогальные подсвечники 18-го столетия из Польши и ковер – произведение еврейского искусства, и возможно, им даже придет в голову мысль о невысоком человеке, который когда-то начал собирать свою коллекцию, будучи без гроша в кармане, — сказал в одном из своих интервью всемирно известный художник Мане Кац.


Мане Кац был не только художником, но и коллекционером произведений еврейского искусства и иудаики. С тех пор, как он поселился в доме на улице Яффе Ноф в Хайфе, он не переставал мечтал о том, чтобы с его коллекцией могли познакомиться как можно больше молодежи.

"Мечта о Париже" – так, с долей романтики назвали устроители новую выставку в музее Мане-Каца – который год назад после ремонта открыл свои двери для широкой публики, и быстро стал серьезным художественно-исследовательским центром после сонного пребывания в течении нескольких десятков лет в статусе музея-квартиры с пыльными коврами и пыльными воспоминаниями, настоящие сокровища которого прятались в запасниках.

Мы прибыли в Хайфу на исходе утра, ближе к полудню.
Несмотря на жару и влажность, и легкую дымку вдали, ничто не помешало нам полюбоваться его прекрасными видами.

Так, знаменитый с мировой славой художник месье Мане-Кац, на закате своей жизни глядел из окна своей студии на возрождающуюся Землю Израиля, отвоевывая у смерти свои последние дни.

Первая половина 20 века, "Парижская школа", феномен Ecole de Paris, еврейские художники в Париже – таковы направления выставки "Мечта о Париже", на которой представлены более 100 работ 40 еврейских художников, живших в Париже – Марка Шагала, Амедео Модильяни, Моиза Кислинга, Хаима Сутина, Жюля Паскина, Роберта Фалька, Мишеля Кикоина, Эжена Зака, Пинхуса Кременя, Осипа Цадкина, Ханы Орловой, Абрама Минчина и, конечно же, самого Мане-Каца, бывшего заметной личностью в этой яркой компании, одним из самых выдающихся представителей столь необычного явления как "Парижская школа". Именно в Париже отточилось его художественное видение и мастерство, и там же, он создал большую часть своих работ. Художники Парижской школы не были объединены ни общими художественными целями, ни единой творческой программой. Главное, что их связывало – стремление к свободе, поиску и общению, а Париж для них был синонимом свободного художественного мира.

mane_katz
Эмануил Лазаревич Кац родился в 1894г. в Кременчуге Полтавской губернии. Может быть, мой дед Иосиф учился с ним в одном и том же хедэре. Так или иначе, Эмануил впитал в себя быт и фольклор галутного еврейства, которые и стали потом, уже в Париже, главными темами его творчества.

Что общего у этих людей: Добринский, Кикоин, Кислинг, Кремень, Липшиц, Модильяни, Паскин, Шагал…и Мане Кац (переделавший фамилию из своего имени)? Все они (за исключением Модильяни, он родился в Ливорно)родом из еврейских местечек, которые тянулись к знаниям, к высокому искусству, и путь их лежал через «черту оседлости» в Париж.

В начале 20гг ХХ столетия Париж превратился в крупный центр еврейского искусства — явление, которое получило название «Парижская еврейская школа».

«Многие становятся тут французскими знаменитостями, ещё не успев выучить французский».

Париж ассоциировался у наших "героев" с Землей Обетованной современных (на то время) художников. Что побуждало и воодушевляло молодых людей из еврейских местечек Восточной Европы на такое авантюрное предприятие, как жизнь в Париже без средств, без жилья, без знания языка? Некоторые из них рвали так или иначе налаженные связи, и уезжали в неизвестность.
На выставке можно увидеть непосредственную взаимозависимость жизни и творчества, как Париж создавал художников, а они творили «свой Париж» — Париж мечты.

Однажды, Хаим Сутин воскликнул:
— Если в таком городе мы не сумеем раскрыться, не сможем создать великих произведений искусства, грош нам цена!
Впервые сформулировал понятие «современный художник», поэт и искусствовед Шарль Бодлер, который утверждал, что настоящий творец должен отражать свое время и современную жизнь, а увидеть, почувствовать, постичь её можно только в самом современном городе мира – Париже. Эти размышления об искусстве, о месте художника в этом мире, в городе его мечты легли в основу своеобразной драматургии всей экспозиции.

Большинство молодых живописцев жили в общежитии для художников «Ла Рюш» («Улей») — в комплексе зданий, состоявший из нескольких конструкций Всемирной выставки 1900 года. С 1902 года художники арендовали в "Улье" жилье, одновременно служившее мастерской. Привлекала всех невероятная дешевизна: годовая плата равнялась цене двух обедов в ресторане. Постояльцы «Улья» были пестрой, интернациональной, многоязычной группой, начиная с 1910-х годов идиш можно было услышать чаще других языков. Но явно еврейские темы в произведениях тех лет были редкостью. В «Улье» жил и работал Марк Шагал.

Куратор выставки Светлана Рейнгольд:
— Нам хотелось приоткрыть зрителям атмосферу «Улья»: начало пути, встречи с теми, кто шёл, жил рядом, богема Парижа, художники, литераторы, модели, музы, любовницы.

Главная галерея экспозиции посвящена Парижу. Цветовая гамма, синий цвет соединяет два начала: Художник и Париж. Сидят-ли они в кафе, или в кабаре, бродят по дождливому Парижу или пишут очередную картину у себя в мастерской… Вся галерея светится, лучится яркими красками радости жизни. Но, если вспомнить убогие мансарды, нищету, антисемитизм, откровенно звучащий в критических статьях и очерках, гонения в 30-е годы на «расово неполноценных» обитателей «Улья», завершившиеся для многих из них мученической дорогой в газовые камеры, то невольно возникает вопрос: что питало эту радость?
«Мечта о Париже», сияние огней Парижа оказались сильнее его реальности! Игра воображения, экспрессия восприятия лежит в основе всех работ художников Парижской школы, давших начало экспрессионизму, как направлению в развитии изобразительного искусства начала ХХ века.

Устроители выставки сознательно поместили в главной галерее наряду с экспрессионистами работы современных израильских авторов эпохи постмодернизма, которые в таком соседстве обнаруживают откровенное диссонансное, дисгармоничное звучание в виртуальном восприятии пространства.

За кадром:

Мне очень понравился «Портрет молодой женщины» Кислинга. А Галя случайно это или нет, умудрилась заснять меня под этим самым портретом!

Выставка необыкновенная, чувственная, если можно так сказать…Нужен небольшой запас времени, и все — хорошее настроение вам будет обеспечено вкусным ароматным кофе в музейном буфете и пейзажами! Виды с обзорной террасы, под шелест густой зелени, и под аккомпанемент легкого бриза будут последними, финальными мазками, для завершения картины этого дня…

Каждую субботу в музее проводятся экскурсии на русском языке.
Выставка продлится до 15 октября. 
Адрес музея Мане Каца — Хайфа, бульвар Яфе-Ноф, 89.

67 комментариев to “День в музеях. Город желаний”

  1. Кислинг хорош:)

    в очередной раз жалею, что на нее не попала:) одна надежда на суккот:)

    • Марина, спасибо за замечательный рассказ про экскурсию
      Жаль, что в музее на русском экскурсии только по субботам.

      • Спасибо, Витя!
        Поезжай в будний день — ты уже получил достаточно «адраха» по-русски:)

    • ох, как хорош!
      Шагал и Кац тоже, узнаю забытие еврейские мотивы нашего городка:)
      обязательно пойдите, лучше даже не в группе.

      • в группе я с трудом выдерживаю еще на блоггерских мероприятиях, а с инночкой тихо отбебаю в сторону, ели выхода нет :)))

      • понимаю, но иногда нет выбора:))

  2. Всё никак не доберусь туда, а уже столь много прекрасного слышал. Спасибо за рассказ.

    • Спасибо!
      Обязательно выбирайтесь!
      Место и виды волшебные, про картины так промолчу — и так все понятно:)

      • Всё! Как только, так сразу. А то в Словенском раю побывал ( об этом мой сегодняшний пост), а туда — никак.

      • у вас еще есть время — заодно и Хайфскими пейзажами полюбуетесь!:)

      • Спасибо. А вы ко мне в гости заходите, Словенией полюбоваться.

      • а я уже давно полюбовалась — особенно красивым слогом:))

  3. Марина, ты отлично подчеркнула глубину выставки! Композиция снимков восхищает

  4. Прекрасный отчет! Фотографии очень понравились. Особенно, первая(может быть, потому, что женщина в шляпке мне хорошо знакома?:)))
    Вообще, хайфские музеи-это уже становится брендом. Хороши!

    • Первая конечно хороша, но и две последних тоже!:))

      • Вот, от тебя ничего не скроешь. Я ж хотел скомненько намекнуть на то, что мы еще лично с автором не знакомы и что при случае это мое упущение надо будет исправить, а ты вот так вот в лобовую. Конечно, хороши. Обе!

      • женщина в шляпке очаровательная даже вне картин:)
        и не могло быть иначе, тем более, с такими же корнями как у Мане-Каца и у меня:)

        Исправим, не вопрос:)

      • Да! Конечно, пора исправлять! Тем более, что с автором предпоследней картинки я тоже знаком, мягко говоря, далекоооо не понаслышке.

        Кстати! Я сегодня беседовал со своим близким знакомым Исраэлем Шриром, бывшим директором религиозной части Микве Исраэль(80-е годы). Он тоже считает Карла Неттера основателем школы, а про рава Йехуду из Рагозы вообще слышал в первый раз. Надо сказать, что это закономерно: большинство людей обращает внимание на внешние факторы, в то время как напрашивается основной вопрос-что же произошло, если евреи ВДРУГ занялись с/х трудом? Надо хорошо понимать особенности жизни ишува второй половины 19-го столетия, чтобы прочувствовать всю динамику произошедших перемен в социальной психологии. Яффский раввин действительно явился ключевой фигурой тот период, причем, на уровне не только местном, но общеземельном-применительно к ЭИ.
        Ну, обсудим при встече:)

      • Вот, кстати, это очень интересно.
        Я стала копать в интернете, ничего про связь р.Йехуды с Микве Исраэль неизвесно. У д-ра Наора, отрывки из книги, которые я позаимствовала для своих постов про Школу и далее по тегу: מסיפורי ארץ אהבתי(с его разрешения) тоже ничего. Даже больше, иерусалимские раввины наоборот, запретили родителям отдавать своих детей к Неттеру в какую-то неизвестную с\х школу!
        Но вклад р.Йехуды в жизнь Ишува необыкновенно велик.

      • Мордехай Наор-плодовитый писатель и краевед с широким кругозором, вне сомнения. Но меня не оставляет ощущение, что на многие вещи в исследованиях(не только его!) в определенные отрезки времени просто закрывались глаза, т.к.они не вполне укладывались в концепции. Наиболее показательна такая тенденция в немногочисленной литературе по темплерам до относительно недавнего периода.
        Но, о роли рабби в еврейской жизни Яффо и развитии МИ, кроме уже упомянутой работы Х.Рам, отличающейся фундаментальностью подхода, есть еще и книги Ш.Шаба, И.Рокаха, воспоминания многочисленных путешественников.
        В целом, это уже давняя история с непременным в таких случаях мифотворчеством:)
        Апропо, спасибо за дискуссию, я это очень ценю. Истина в ней не рождается, но несомненно возникают новые мысли и желание разобраться.

  5. Спасибо Марина, очень хороший очерк!
    А вот ещё мне понравилось у тебя: «…Устроители выставки сознательно поместили в главной галерее наряду с экспрессионистами работы современных израильских авторов эпохи постмодернизма, которые в таком соседстве обнаруживают откровенное диссонансное, дисгармоничное звучание в виртуальном восприятии пространства…», — но на мой взгляд маловато и весьма обтекаемо сказано, пожёстче бы надо, брутальнее, они этого достойны, хотя, конечно это тема другого рассказа…:)))

    • спасибо, Витя!
      мы долго были в раздумьях, что хотел сказать афтар снимком шоколадной модели (я про Эйфелевую башню:))

      • У тебя кстати башни нет здесь, а вот Галина показала, так что я понял — аффтар заложил глубокий крамольный и неполиткорректный смысл в своём диптихе — Париж превратился в шоколадный город, сиречь негритянский…

      • да уж…но…надо было и Гале что-то оставить:))

      • Виктор, Вы предали Жозефину Бейкер?:))

        Маринкин, спасибо за прекрасные воспоминания, которые вы все пробуждаете во мне рассказами об этой выставке…

      • (задумчиво почёсывая лысую макушку) — хто такая Ж.Бейкер?:)

      • Негритянская танцовщица, покорившая Париж в 20-ые гг.

      • А, вот оно что, хорошая такая танцовщица:)
        Но я то никого не предавал, только лишь традуцировал смысл диптиха аффтара:)))

      • Ну, ладно, так, и быть:)

  6. ХАЙФА: «МЕЧТА о ПАРИЖЕ»

    Пользователь сослался на вашу запись в «ХАЙФА: «МЕЧТА о ПАРИЖЕ»» в контексте: […] ДЕНЬ В МУЗЕЯХ. ГОРОД ЖЕЛАНИЙ […]

  7. Синие стены, синее море, синее небо и великолепные снимки. Особенно понравился с мужчинами (третий с конца). И твои тоже хороши. А вот к вашим однотонным городам никогда не смогу привыкнуть.

  8. Знаешь, такое же удовольствие, как от посещения музея, я получила от твоего отчета.
    Я бы сказала так — очень душевный отчет получился.:) Хоть и меня в нем нет.;-))))

    • а я от нашей развиртуализации:))) очень была рада:)
      в этом музее ты на фото вместе с Олей, а она просила ее не светить — я послушно это и сделала:)
      ты будешь во 2-й части нашего (балета) Дня музеев:))

      • О! Развиртуализация — это было главное и замечательное событие!
        Мариш, я пошутила насчет себя любимой. У Гали в отчете мне очень понравилась одна моя фотография.:-)))
        Ой, а я Олю «засветила»… Но она мне ничего не сказала. И у Гали, по-моему, есть
        ее фото…
        Интересно, в ближайшее время будет еще что0нибуль подобное?
        Мне понравилось.:)

      • Марина, в ЖЖ — нет никаких проблем!
        Это я в ФБ такая избирательная! 🙂
        Так что можешь нас с Ирой «вставить в отчёт» :)))

      • Если что-то будет — мы будем знать об этом первыми:))
        Я имею ввиду друзей-организаторов:) насчет других -не знаю…

  9. Скажи, и когда ты всё успела?
    Мы же всё время с тобой проболтали? :)))
    Шучу!
    Просто отлично получилось. Ёмко, с настроением, очень хорошие моменты пойманы.
    И сама — просто звезда на портрете. Ну, за это Гале — надо сказать отдельное спасибо. 🙂

    • Оля, это я еще мало снимала:))
      Получилось хорошо, потому что места красивые, люди интересные, и беседы душевные:) все это и отразилось на фото.
      Галя умеет поймать момент:)

  10. Несмотря на то, что я посетила
    эту выставку уже два раза,
    я почти каждый день просматриваю
    каталог и любуюсь картинами.

    • Вместо того, чтобы, как Вы сами сказали «…каждый день просматриваю
      каталог и любуюсь картинами», Вы бы что-нибудь поснимали да показали бы людЯм. А то, ишь, на чужое смотреть — всяк горазд, а вот своё показать…:))

      • Справедливое замечание! 🙂
        Скоро исправлюсь 🙂

      • Во-от, это уже лучше. Правда, начиная с субботы, я, вероятнее всего, выпаду на две недели из рядов Ваших «зрителей» по причине посещения старушки Европы, но по возвращении, непременно проверю, как Вы отреагировали на «Жалобы и предложения» трудящихся.:))

      • Путешествие в Европу — это здорово!
        Надеюсь, до субботы успеть что-нибудь
        показать 🙂

      • Да, Европа, безусловно, хороша, тем более, что я не был там уже 6 лет. Но всё же, 9ти-часовый перелёт, с пересадкой, довольно таки утомительное мероприятие. Увы, живя, как я на задворках мира нечего сетовать, на то, что до всех остальных долго лететь.:))
        Показывайте; до той субботы ещё масса времени.:))

      • -Зато, вам ближе другая половина мира, до которой нам нужно
        добираться те же 9 часов 🙂
        — Надеюсь уже завтра показать кое-что из недавних фоток 🙂

      • До близкой нам половины, от вас, пожалуй, и подольше будет. Поскольку, я неоднократно летал, то я знаю, что это занимает все 11 часов, да и то, прямым рейсом. Мой будет разбит на две части: 7.5 до Амстердама, а ещё через час, другой, продолжительностью 1.5 часа до Цюриха. Другое дело, что разница во времени, совершенно смещает время бодрствования, не оставляя времени на сон, т.к. прилетая после бессонной ночи, весь первый день проводится в экскурсиях. Но я очень легко переношу разницу во времени и это никак не должно сказаться на впечатлении от увиденного.:))

      • Желаю вам легкого полета и хорошего отдыха.

      • Спасибо. Мой iPad, с загруженными на него книжками и фильмами будет мне верным помощником в полёте.., если только моя благоверная не отберёт его у меня.:))

      • Что тут поделаешь в условиях, когда процветает махровый матриархат.:))

      • Ничего, в спорах с женой веселей
        пройдет время 🙂

      • «Досуг мне разбирать мольбы твои, щенок.».(басТня):))

        Боже упаси, ни о каких спорах речи нет и быть не может.(см.»Subject»):))
        И потом, поскольку, это не первый наш длительный полёт в Европу и мы закалены куда более длительными перелётами по маршруту Нью Йорк — Тель Авив, то я думаю, что мы скоротаем это время — каждый по-своему.:))

      • Re: «Досуг мне разбирать мольбы твои, щенок.».(басТня):))

        Окей! Пусть легким окажется путь! :)))

    • Я пересматриваю каталог уже который день:)
      и 2-й тоже, который японского искусства.
      И обязательно ждем ваш отчет!

      • Отчета не будет поскольку, фотосъемка там
        запрещена.
        Сейчас в Хайфе во всех музеях, кроме
        Музея Гехта, запрещено фотографировать.
        ЖЖ-шной тусовке видно по блату
        фоткать разрешили :)))

      • я в Мане-Кац фотографировала на Песах http://dona-anna.livejournal.com/692205.html — разрешали. что, сейчас что-то новое?

      • Я посещаю там все выставки, а некоторые
        даже по два раза (у меня вход бесплатный),
        и каждый раз спрашиваю — А снимать можно !?
        И каждый раз они отвечали — Низззя-а-а-а-а :)))

      • вот на Суккот пойду и проверю:)

  11. Спасибо за рассказ и фото!
    Замечательная выставка!

    • спасибо, Ниночка!
      еще будет окончание этого культурного дня, но совершенно противоположное 🙂
      просто времени нет, руки и ноги сюда не доходят:))

  12. Художник нам изобразил… Картинка с выставки.

    Пользователь сослался на вашу запись в «Художник нам изобразил… Картинка с выставки.» в контексте: […] День в музеях. Город желаний […]

  13. !!! קודם כל ברכות ליום הולדתך

    שנית, ברוכים הבאים לחיפה היפה.

    לקחתי את הדוד שלי מצרפת (ז»ל) שהיה רופא שניים וגם צייר, לראות את המוזיאון של מנה כץ. כשהוא ראה את הפורטרט של מנה כץ המחייך, אמר לי, הנה השניים שלי, שאני עשיתי לו….

  14. От восхода до заката и еще чуть-чуть.

    Пользователь сослался на вашу запись в записи «От восхода до заката и еще чуть-чуть.» в контексте: […] http://olmas.livejournal.com/78133.html […]

Добавить комментарий

