Сладкого Нового года из Израиля!

от Marina Shafir

!שנה טובה מארץ ישראל

Когда я была маленькой девочкой, у меня был красивый каллиграфический почерк, и я очень любила писАть. Я писАла везде, где только можно было: в школьных тетрадях, книгах-раскрасках, альбомах для рисования, в девчачьих дневниках-секретах и даже на домашнем шифоньере (там у меня была карта мира для прогноза погоды, за что мне потом влетело от бабушки по 1-е число:)
Когда-то, в прошлой жизни, у нас была большая семья. На каждый праздник бабушкой закупалось около 20 открыток, чтобы поздравить семьи (!) родственников и близких друзей. Ну, и как вы догадались, кто подписывал своим красивым почерком все эти открытки? 🙂 Конечно, я! Я подписывала их калиграфично красиво и аккуратно, потому что некоторые открытки возвращались мне лично тетушками, знавшими, как я люблю вырезать и клеить аппликации:) (сейчас это называют артбук, а тогда просто дневником:)
Но это были советские праздники, а что же с еврейскими?
Если кто-то из знакомых получал открытки из Израиля, то даже если они и рассказывали про это, то только при закрытых окнах и дверях.
Но все-таки, они были, открытки из Эрец-Исраэль!
И словно невидимая тонкая ниточка соединяла их с Израилем, а рассказами о весточках «оттуда» и нас с ними, сладко маня вернуться на землю предков.

Бен Цион и Бат Цион с сионистским флагом, который позже стал государственным флагом Израиля:)

<lj-cut text="Много-много красивых поздравлений и пожеланий из Эрец-Исраэль!"

Вот такая была мода на поздравительные открытки в 20-30-х годах в ЭИ.
Фото датировано сентябрём 1932 года, сёстры Кремер на фоне видов города Тель-Авива. Справа налево: Лея, Ривка, Рахель. Виды ТА набережной, тогда еще пустынной, Гимназии Герцлия и ул.Герцль (или Алленби?)

Из Хедеры.

Встреча Нового еврейского года в местечке.

Это фото было сделано в 1940г. в гетто польского города Лодзь. Все веселы и счастливы. Несколько лет спустя, почти все они были убиты. Но даже закрытая жизнь в гетто не мешала им отмечать еврейские праздники!


(Яд ва-Шем)


В 19в. была большая волна миграции из Восточной Европы, в основном в Америку, но и в ЭИ тоже — Ост Юдн, так ее называли.


(из кол-и Хаима Штаера. Хаим получил эту открытку от Бен-Галя из Реховота, который выглядел так 60лет назад в британском лагере беженцев под Берлином)

Коль тов! Всего хорошего!
Такое пожелание писали на открытке начала 20века.
С пожеланиями быть порядочным евреем: молиться и помнить об Иерусалиме.

ха-Коэн ха Гадоль
(как хорошо, можно совместить поздравление с НГ и благословение от Коэна:)

Эта открытка была сделана в кибуце (который организовал в Италии(!) ха-Шомер ха-Цаир) в תש»ח незадолго до их отплытия в ЭИ на корабле беженцев.
Из кол-и Лиат Баркан — Хаим и Соня Паркер.

И бонус, для тех, кто выдержал и досмотрел до конца:)
Коллеция открыток Шана Това на сайте Ностальгия

И да, сегодня каф-тет бэ-элуль — כ»ט אלול — мой еврейский ДР:)

78 комментариев to “Сладкого Нового года из Израиля!”

  1. Поздравляю!
    Счастья, Марина, тебе и близким!
    Огромное спасибо за открытки, потрясающе интересно, никогда таких не видела! Совсем новое для меня и очень понравились)

    И рассказ твой из детства — сладкий-сладкий, как израильский Новый год!)))

    (ссылку посмотрела — спасибо)

    • я собирала открытки и думала о тебе:))) была уверена, что тебе понравятся — в них столько смысла, истории, искусства, а главное — любви к своей Стране:)
      обожала выбирать открытки, когда меня бабушка посылала за ними в киоск Союзпечати!:)
      мы скоро поедем забирать Олю с работы, а потом к маме — кушать яблоки с медом …ну и все остальное, конечно:))
      спасибо за поздравление, я взаимно тебе желаю, чтоб все было хорошо у вас, и чтобы все ваши хорошие дела были записаны в Книгу Судеб!:)

      • Спасибо!
        «чтобы все ваши хорошие дела были записаны в Книгу Судеб!» — а про плохие чтоб все забыли!))))

  2. Шана това и метука!!!
    Какие интересные открытки 🙂 Надо посмотреть свои запасы, кажется что-то и у меня было 🙂

    • Взаимно и גמר חתימה טובה!
      обязательно проверь — сделай такой новогодний флешмод:))

      • Сегодня уже не успею, но посмотрю обязательно. Может к декабрю снежные сделаем, а? ;)))

      • дык, сегодня отдыхай и празднуй -пост-то я вчера заготовила:)

      • Хитрюлька :)))
        Не, до вечера почти не отдохну, от мартена отхожу прибрать или отдышаться и обратно. Завтра уже точно буду бездельничать 🙂

      • у мну каждый день этот кухонный мартен, никуда не деться(
        для безделья еще 3 дня!

      • Э, нет, себя надо беречь, не каждый день пахать до умопомрачения 😉

      • эйн брира -моя т.сержант предпочитает только сегодня на сегодня…:)
        но мне в кайф, я люблю придумывать что-то быстрое и вкусное:) вытворять кулинарные па-де-де меня бы не хватило:)

      • Ну балуй, балуй. Это очень приятно 🙂 Я сама иногда своих балую, но и знаю, что меня в ответ побалуют ;))

  3. Ой, нэма слов. Спасибо тебе большое за подборку!!!

  4. Сладкого Нового года!

  5. Хорошего года и правильной записи!
    Да, открытки.. интересно было бы узнать кто эти люди на открытках? Даже рисунки, кажется, изображают кого то конкретного…

    • спасибо, Ниночка! и вам с мамой того же!
      некоторые открытки подписаны, а те, которые из гетто Лодзь мы уже никогда не узнаем.

      • Почему? Могли остаться братья-сестры-дети-внуки-племянники. Да и просто переписи населения, паспорта, адресные книги..

      • могли, конечно.
        фотооткрытка, где две девочки, отсюда:
        http://www.notes.co.il/esty/60615.asp
        а большую часть из частного собрания Хаима Штаера, который умер в июле этого года, может он и знал кто на них изображен от тех, кто ему их отдал.

      • если знал — то где то должен был записать… коллекционер

      • он умер в июле, на том сайте не написано, что стало с его коллекцией…

  6. Какие красивые раритеты!
    Очень понравились!
    Шана това 🙂

  7. Мальчик на петухеееее, какой!!!
    А эти лица на открытках — это просто чьи-то лица, или это родственники снимались на открытку и потом ее отсылали?
    А что это еврейский ДР? По старому исчислению?

    На всякий случай, поздравляю!!! 🙂

  8. С Новым Годом! С днем рождения!
    Прекрасные открытки:)

  9. ШАНА ТОВА!
    Прекрасная подборка!
    Я тоже после поста paintervic налазилась по и-нету, открытки рассматривала.:)
    Замечательная идея и ты ее отлично воплотила в жизнь.:)

  10. Шана това! Замечательная подрборка!

  11. Шана това-счастья,здоровья,и исполнения всех пожеланий..
    У нас такие открытки называли-шонотойвес- каждый год мы их получали из Израиля и бережно хранили, жаль что не знаю что с ними стало впоследствии..

    • Шонотойвес или агут йеа:)
      и вам Шана Това и хорошей записи в Книгу!
      у бабушки были еще то ли облигации ккл то ли еще что, когда после войны по еврейским домам ходили джойтовцы…а мама и тетя даже не знают куда делся талит и тора их папы…

      оказывается, не только мне одной пришла в голову эта идея с открытками:
      http://www.ynet.co.il/articles/0,7340,L-3951532,00.html

  12. восторг — очень интересно, большое спасибо!
    ещё раз шана това и с днём рождения! 🙂

  13. Очень интересные открытки!

  14. Вот так и сбываются детские мечты! 🙂
    И с праздником, и с Новым годом, Мариночка!
    Спасибо за открытки! Как они дивно напоминают обо всей истории!

  15. Надо же, а меня намного больше интересовали открытки с изображением городов 😉 А ещё марки на конвертах.

    С днём рождения! :-)))

    • не поверишь, Женя, но у меня была целая коробка (уже не помню из под чего) с открытками городов Союза! Мама часто ездила в командировки и привозила отовсюду. А с Кубы мне присылали (в колониальном стиле).
      А марки я раздавала.

      Спасибо!
      גמר חתימה טובה!

    • ах, какая красотища! а подарков сколько!
      спасибо, Ирочка, еще раз!!!
      И вам всех благ!

      • Красотища — это Ваши снимки и Ваши истории:) Спасибо Вам за них! И много Вам здоровья, много счастья и хорошего настроения!

      • Ира! мне, правда, очень-очень приятно это слышать:) прочитать, в смысле!
        вы очень тонко чувствуете людей:)

      • А Вы красоту:)

      • ну, раз пошла такая пьянка:) тогда и вы не забывайте про «толстушек»:) я столько стилей живописи и красоты узнала, что хотелось бы продолжения:)

      • Спасибо:) Я сама таким образом просвещаюсь. Ужасно радуюсь, когда где-нибудь узнаю работы из своей коллекции:))

  16. А де же деньрожденьческий пост!??
    Придется тебя поздравлять в новогоднем посте, с твоим собственным новым годом!!! С Днем Рождения!
    Будь счастлива, Мариночка! Удачи тебе и твоим близким!
    Новых прекрасных фотографий и рассказов! и здоровья, конечно же!
    Ура!

    • Ой, картинку забыла:

      • фото, как у Тарковского у тебя получилось!
        Ниночка, спасибо тебе за такие поздравления!
        я не пиши себяпоздравленческие посты:)
        зато видишь, сколько я себе открыток напоздравляла?:)

  17. Потрясающие открытки!
    Никогда прежде не видел таких.
    Спасибо.
    С Новым Годом, и Днем Рождения, Марина!
    Счастья и любви, радостей и здоровья Вам и Вашим близким. 🙂

    • классные открытки, с историей!
      это другой Виктор поднял «волну»:))ну и закрутилось с азартом 🙂
      хаг самеах и хатима това!!!
      и спасибо огромное за поздравления, я очень тронута!!!

  18. Какие открытки симпатичные)) Спасибо!

  19. С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ!!! ВСЯЧЕСКИХ БЛАГ!!!

  20. Спасибо за информацию

    Автор продолжай в том же духе

  21. Открытки к еврейскому Новому году

    Пользователь сослался на вашу запись в «Открытки к еврейскому Новому году» в контексте: […] 1967 41 42 43 44 45 46 47 48       Ссылки и источники: Коллекция открыток […]

  22. Сразу все открытки

    Пользователь сослался на вашу запись в «Сразу все открытки » в контексте: […]       Ссылки и источники: Коллекция открыток […]

  23. Открытки к еврейскому Новому году

    Пользователь сослался на вашу запись в «Открытки к еврейскому Новому году» в контексте: […]       Ссылки и источники: Коллекция открыток […]

  24. 5773 шана това!

    Пользователь сослался на вашу запись в «5773 шана това!» в контексте: […]       Ссылки и источники: Коллекция открыток […]

  25. С Новым 5773 годом !

    Пользователь сослался на вашу запись в «С Новым 5773 годом !» в контексте: […]       Ссылки и источники: Коллекция открыток […]

Добавить комментарий

