Иерусалим — часть 1. Стена Плача. הכותל המערבי

от Marina Shafir

И свершилось чудо! Аллилуйя!
Да нет, вовсе не то чудо, про которое вы подумали:)
Все чудо заключалось лишь в том, что нам удалось вырваться на экскурсию, которую собрала в прошлую пятницу Авиталь Эзер и за проведение которой, отдельное спасибо.

Но свой рассказ о фотопрогулке я начну… с самого конца…который не вошел в саму экскурсию, но мы решили, что дело каждого иудея завершить такую прогулку возле Стены. Попрощавшись с Авиталь у Сионских ворот (о них и синагоге Хурва в след. раз), мы двинулись к Стене. Легко было сказать, но нелегко сделать, так как имея в руках карту, мы смогли бы вдвое сократить путь, а так…нечего делать — пришлось идти вдоль бывшей крепостной стены обрамляющей Старый город.


(4-й пустой стул -мой: стояла на нем, боясь провалиться, посмотрим, что я наснимала дрожащими руками)

Западная стена, стоящая в центре Иерусалима, на иврите называемая Котель Маарави и известная всему миру как Стена Плача, — все, что осталось от легендарного Иерусалимского Храма (а точнее, она — остаток опорной стены, которая окружала Храмовую гору — самое священное для евреев место) Для нас, евреев, эти древнейшие на земле руины, по преданию, освященные благодатью богоявления, — не только скорбный символ утраты, но и самое святое место паломничества (и не только: у Стены отмечают Бар-Мицвы и новобранцы принимают присяги).

С тех пор как родоначальнику еврейского народа пророку Аврааму было дано обещание Божие, гласившее, что будет у Авраама потомство бесчисленное, как «песок земной», а обещание это скреплено заключением с Богом союзом, или, как это толкуется в Библии, «Заветом», никто из детей Израилевых не имел возможности говорить с Богом. И лишь после того как Моисей, выведший свой народ из египетского плена, пришел в Синайскую пустыню, ему было откровение Божие. 40 дней и 40 ночей провел Моисей на горе Синай, после чего вернулся к людям и донес до них Завет Божий, начертанный на двух каменных скрижалях, содержащих 10 заповедей. Здесь же Моисею была дарована Тора, включавшая 613 заповедей, исполнение которых было обязательным для всех евреев (248 заповедей повелений и 365 — запрета). Бог также повелел Моисею, в точности с Его описанием, устроить Скинию (Мишкан) — переносной, в виде палатки, храм. Скиния, возведенная Моисеем за один год в точном соответствии с описанной Богом, стала предтечей великого Храма, но и это временное сооружение являло собой зрелище более чем внушительное.

В центре огромного двора, устроенного из дорогих тканей, привешенных к столбам, находился большой шатер, разделенный занавесом на две части. Первая комната располагалась напротив входа и называлась Святым Местом. Здесь размещался Жертвенник всесожжения, золотая Менора — семисвечный святильник и стол с ритуальным хлебом, на котором лежало 12 хлебов, разложенных в 2 ряда по 6 штук в каждом. Эти «хлебы предложения» символизировали 12 колен Израилевых, то есть 12 родов, и обновлялись раз в неделю. Второе помещение, скрытое занавесом, называлось «Святая Святых», внутри которого хранился Ковчег Завета, а над Ковчегом — крышка, иначе говоря, доска примирения (очистилище), поддерживаемая и осеняемая Херувимами и называемая Местом Прощения.

После того как Скиния была готова, Моисей освятил ее со всеми находившимися в ней принадлежностями священным миром, и она стала Домом Господа на земле. Все, что находилось в Скинии, было исполнено глубочайшего смысла. Главным ее сокровищем являлся Ковчег Завета, где хранились две каменные скрижали Завета, данные Моисею Богом, золотая чаша с манной небесной, которая питала еврейский народ во время 40-летнего скитания по пустыне, а также жезл Аарона, расцветший в доказательство того, что именно его, брата Моисеева из рода (колена) Левитов, Бог избрал первосвященником. Ковчег Завета был сделан из акации, внутри же и снаружи отделан золотом. Внизу с каждой стороны Ковчега было по два кольца, чтобы можно было вставлять шесты и таким образом переносить его во время походов. А еще с каждой стороны Ковчега помещались лицом друг к другу Херувимы, покрывавшие крыльями Место Прощения. Такое название оно получило потому, что только один раз в году, в День Искупления, первосвященник, и никто другой, окроплял его кровью жертвенного животного во искупление прегрешений всего народа Израильского. Оно символизировало видимый трон невидимого Бога и было самым священным в Скинии.

Первое Святилище — Скиния служила евреям 480 лет, во всех походах и скитаниях Ковчег Завета был вместе с народом. Новой страницей в истории этой святыни стало воцарение Давида в конце XI века до н.э. Через 7 лет после того, как он был провозглашен царем Иудеи, Давид, выйдя из Хеврона — традиционного центра колена (рода) Иуды, направился со своим войском в поход, чтобы взять город иевусеев Иршалем и сделать его столицей Иудейского царства. И хотя Иршалем, иначе называемый крепостью Сион, считался непреступной твердыней, Давид через вертикальный подземный ход, вырытый жителями для того, чтобы иметь безопасный путь к единственному в этих пустынных местах источнику воды — Гихону, вместе со своими воинами проник в город и захватил его.

Царь назвал город Иерушалаимом (Иерусалимом), и с тех пор он стал главной святыней иудеев. Царь Давид возвел в нем роскошный дворец и бережно перенес в новую столицу из города Кирьят — Иеарим Ковчег Завета. И хотя самому Давиду не было дано благословение на строительство — ему было возвещено, что Храм будет построен его младшим сыном Соломоном, мудрое царствование которого не будет запятнано кровью, пролитой в войнах. Поэтому Давид возвел на горе Мориа только алтарь. Эта гора с незапамятных времен считается у евреев священным местом. По легенде, здесь совершил жертвоприношение еще Ной после Великого Потопа, сюда же Авраам привел своего любимого сына Исаака, дабы, принеся его в жертву, доказать свою преданность Богу.
И именно здесь в 967 году до н.э. Соломон «начал строить дом Господень в Иерусалиме…»


(а уже во времена новой истории пришли беженцы из Сирии,Турции, Египта и др. и осквернили священные места.
эль-Акса построена на месте дворца Ирода, который стоял на искусственной платформе, этим Иродом же и построенной)

При строительстве употреблялись только «обтесанные камни: ни молота, ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было слышно в храме при строении», ведь железо напоминало бы о мече, символизирующем борьбу и кровь.
По истечении 7 лет после начала строительства Храм был закончен. Освящая Храм, царь Соломон произнес: «Храм этот будет святым для всех, и чужой, не из народа Израиля, придет к тебе». Когда священники вышли из Святилища, облако наполнило Дом Господень, ибо Шехина (от евр. «шакан» — обитать), символизирующая видимое присутствие Бога среди людей, вошла в него. Согласно древнееврейским верованиям, Бог может материализоваться на Земле, явление это называется «Славой Господней» или «Шехиной Славы» и происходит крайне редко. А материализуется Шехина таким образом, что человеческий глаз способен воспринимать только ее внешнюю оболочку, то есть облачный вихрь. В библейские времена было засвидетельствовано три явления Шехины: первая — на горе Синай, когда Моисей получил Скрижали Завета, вторая — во время освящения Моисеем Скинии, и третья — во время освящения Храма, построенного царем Соломоном.

Иерусалимский Храм не был предназначен для молитвы, главным действом, происходившим в нем, было таинство жертвоприношения, призванное очищать от грехов. Возведение Иерусалимского Храма определило значение Иерусалима как исключительного места, места притяжения буквально всего еврейского народа. Тем более что ритуал жертвоприношения предусматривал участие в Богослужении всех людей, а не только относительно небольшой касты священников. Помимо этого, Храм был также и главным экономическим центром Иудейского государства, так как его хранилище было фактически государственной казной. Именно из Храмовой казны выделялись средства на ежегодную починку и строительство дорог. А так как и частная, и общественная жизнь каждого еврея должна была точно соответствовать религиозным законам, то Храм являлся еще и основным центром судебной государственной системы.

Его значение в жизни еврейского народа трудно было переоценить. Тем ужаснее стало его разрушение. «В пятый месяц, в седьмой день месяца, то есть в девятнадцатый год Навуходоносора, царя Вавилонского, пришел Навузардан, начальник телохранителей, слуга царя Вавилонского, в Иерусалим и сжег Дом Господень и дом царя, и все домы в Иерусалиме, и все домы большие сжег огнем, и стены вокруг Иерусалима разрушило войско Халдейское, бывшее у начальника телохранителей». Так сбылось пророчество о том, что накажет Бог народ еврейский за порочность и беззаконие. Наказание явилось в лице Вавилонского царя Навуходоносора II, который на 19-м году своего царствования, то есть в 587 году до н.э., захватил Иерусалим и сжег Храм Соломона. Большинство жителей Иерусалима были убиты, оставшиеся взяты в плен и угнаны в рабство в Вавилонское царство. Долгие годы длилось вавилонское рабство еврейского народа, посланное им Богом во искупление грехов, в течение которых они были отлучены от Земли Обетованной и от руин священного Храма. Но в годы вавилонского плена, в котором находился и пророк Иезекииль, было ему видение от Бога, в котором он видел в деталях новый Храм, стоящий на том же месте, что и Храм Соломона. И лишь в 541 году до н.э. с разрешения персидского царя Кира, покорившего Вавилонию, в Иерусалим начали возвращаться первые переселенцы. В 515 году спустя 15 лет после закладки первого камня, он был, наконец, возведен.

Второй Храм Иерусалимский не был столь внушителен и великолепен, как Первый. В нем уже не было Ковчега Завета, по легенде, он был увезен в Вавилон после разрушения Храма, а на его месте находилась лишь мраморная плита. В долгой истории Второго Иерусалимского Храма было всякое. В 175—163 годах до н.э. во времена сирийского царя Антиоха Епифана IV, под чьим управлением в то время находилась Иудея, Храм был осквернен и служба в нем приостановилась, но в 164 году до н.э. после восстания Маккавеев он был очищен от скверны, обновлен, а церемония Жертвоприношения возобновлена. С этих пор был установлен еврейский праздник Ханука, посвященный очищению Храма.

Своего наивысшего расцвета Второй Храм достиг во времена правления царя Ирода Великого, в конце I века до н.э. он был практически полностью перестроен, так что от прежнего Храма, возведенного Заровавелем, не осталось почти ничего. Перестроенный Храм возвышался на белом мраморном цоколе с лестницей перед главным входом. В Святилище располагались светильник, стол для Хлебов Предложения и Жертвенник.

Роковую роль в истории Храма сыграла Иудейская война 66—73 годов, которая смирила гордыню непокорных Риму иудеев. 70-й стал годом падения Иерусалима и годом гибели Второго Храма Иерусалимского. 10 августа, в тот же самый день, когда был разрушен Храм Соломона, запылал и Второй Храм. Он горел в течение 10 дней, а к сентябрю весь Иерусалим был превращен в руины, а Храмовая Гора была распахана. Было пленено почти 100 000 жителей, а погибших от меча, голода и всего плененных за время войны, по свидетельству Иосифа Флавия, насчитывалось около 1 миллиона 100 тысяч. Менора и алтарь из разрушенного Храма по приказу Тита были отправлены в Рим. Разрушение Иерусалима и сожжение Храма положило начало рассеянию евреев по всему миру.
Спустя 66 лет римский император Адриан в построенной на руинах Иерусалима колонии Элиа Капитолина на священной горе установил храм Юпитера и собственную статую, обращенную лицом на восток.

Все дальнейшие попытки евреев возродить Храм Господень потерпели крушение. Даже официальное разрешение императора Юлиана Отступника, данное на возведение нового Храма в 362 году, не смогло изменить предопределенной ему участи — землетрясения и пожары безжалостно уничтожали дело рук его строителей…

Так евреи лишились своей святыни, места, где был Дом Господа на Земле. В первый раз они были наказаны за грехи идолопоклонничества, кровосмешения и кровопролития, во второй — за беспричинную междоусобную вражду. Талмудическая традиция говорит, что когда Храм был разрушен, все Небесные Врата, кроме одних, Ворот Слез, закрылись, а Западная стена, оставшаяся от Второго Иерусалимского Храма, получила название Стена Плача, так как слезы всех евреев, оплакивающих свой Храм, проливаются здесь.

По перемирию 1949 г. (после Войны за независимость) евреям гарантировался доступ к Западной стене, которая — как и весь Старый город Иерусалима — была захвачена Иорданией и осталась под ее управлением после перемирия. Однако в нарушение соглашения, иорданские власти на протяжении всех 19 лет оккупации восточной части Иерусалима, не допускали евреев к Западной стене. На третий день Шестидневной войны (7 июня 1967 г.) отряд израильских парашютистов вышел к Западной стене, и звук шофара в руках Ш. Горена, бывшего тогда главным военным раввином, возвестил о ее освобождении. Почти сразу же началось массовое стечение к Западной стене евреев со всех концов Израиля и из-за рубежа.


(фото из архива)

Женская половина:
Честно? Когда я подошла ближе, у меня просто перехватило дыхание. Я — сионистка, но не религиозная, хотя и воспитана ортодоксальной бабушкой…В голове столько всего проносится…Я даже могу предположить о чем молятся эти женщины, хотя для женщин это не так уж важно, это мужское занятие, поэтому женская половина намного меньше мужской. И в синагоге женщины наблюдают за молящимися мужчинами на «галерке».
Было очень жарко, солнце стояло в самом зените, и часы показывали уже чуть за полдень. Какая-то женщина ушла и освободила место. Я подошла и приложила руку к Стене. Камень был холодным. Барух ата, Адонай, Элоэйну, Мелах ха-Олям………

Это уже напротив: бесплатная кухня для нуждающихся от Хабада:

Уже на обратном пути вдруг уловила ухом родную речь. Нет, не русский — идиш:) Будто ножом по руке, сразу вспомнилось бабушка, другие старички-родственники, давно ушедшие вместе с моим детством.

(отсюда Ему слышно лучше?)

Заметки на полях:)
Как интересно и даже немного странно.
Вначале я хотела описать экскурсию точно в той последовательности, как мы приехали, где побывали и до самого отъезда. Фоторассказ о Котеле по идее, должен был идти в заключении моей Иерусалимской «трилогии», но подумав, я пришла к выводу, если Котель — самое главное и священное место каждого еврея, то писать о поездке в столицу начну о нем, хотя я раскопала и припасла интересную историю, которую собиралась вставить в пост о предиерусалимских местах. На том сама с собой и порешила, и так же, в мире и согласии, начала писать пост.
В самом конце одной статьи о Стене, было написано:

Еще со времен вавилонского плена, когда еврейский народ не имел доступа ни к Храму, ни к Скинии, ни к любому другому месту поклонения, в котором могли находиться хотя бы какие-нибудь религиозные символы, появились синагоги («бейт кнессет»). Они были не хранилищами священных атрибутов, а местами собраний, где можно было читать, изучать и толковать Писание. А после разрушения Второго Храма, изгнания евреев из Земли Обетованной и дальнейшего расширения еврейской диаспоры синагоги стали возводиться повсюду, где жили евреи. В синагогах совершаются богослужения, а также происходит чтение и комментирование Торы и Талмуда. Общим для всех синагог является: прямоугольная форма по образцу Скинии, Ковчег Святыни (Арон ха-Кодеш), расположенный у обращенной к Храмовой горе стены, со свитками Торы, а перед ним — возвышение для чтения Священных текстов.

Так что, логически, я правильно выбрала вначале показать Котель. Значит, в следующий раз — я расскажу о восстановленной синагоге Хурва.

Уточнение от Нины anno_nin:
Скиния во времена Иисуса Навина находилась в Шило. Туда тоже можно съездить и там увидать то самое место, где в центре огромного двора, устроенного из дорогих тканей, привешенных к столбам, находился большой шатер, разделенный занавесом на две части.
И еще… на месте храма (более-менее) находится другая мечеть — купол над скалой. А эль-Акса на месте дворца Ирода, который вообще не на скале, а на искусственной платформе, этим Иродом построеной. Не считал он для себя возможным на горе Мория находиться. Святое место, все таки. Для коэнов.

Реклама
Метки:

57 комментариев to “Иерусалим — часть 1. Стена Плача. הכותל המערבי”

  1. потрясающе!!!
    буду пиарить, и даже не спорь!

    • ыыыыыыыы:)я тут сижу, в своей уютной жжешечке(с):)) с немногочисленными, зато очень приятными жжфрендами, никого не трогаю, а ты сразу «пиЯрить»:) подожди лучше Хурву:)

      рада, что тебе понравилось, уж тебя удивить Иерусалимом, что меня морем:)хехе:)

      • не, ну такие рассказы нужно в массы 😉

        скажи, это ты их эйчдиаришь, или просто шарпишь?
        единственное, что мне мешает в фото (если позволишь сказать), это небо разных цветов, но это сугубо мой вкус 🙂 захочешь — потру коммент 😉

      • это что ж такое «потру»?:) у мну тут плюрализЬм, во:)
        снимаю в raw — перевожу в лайтруме в jpg. в hdr давно уже не игралась:)
        там где небо разноцветное — знаю, каюсь, выпендривалась, заигрывая с preset, потом уже облом был менять что-то после сохранения:)

      • о! плюрализьма это круто! ;)))
        я тоже иногда заигрываюсь, но преверженец натурализъма меня потом сжирает…приходится идти у него на поводу 🙂

      • так я тоже приверженец Картье с Брессоном:)) но вот, иногда балуюсь, особенно, когда хочется что-то особенное в особенном Городе показать:)

  2. Очень интересно!
    Спасибо, Марина!
    И фотографии так передают атмосферу, будто тоже с вами была.

    • спасибо, Ниночка!
      на самом деле, фотографии даже наполовину не могут передать,что человек там чувствует.
      надо ехать(с):))

      • даже не наполовину, я думаю, а только малую часть передают!
        но ты очень хорошо все рассказала)

      • очень рада, что тебе понравилось:)
        еще много интересного впереди — еще 2 части одной поездки:)
        когда ты успела выставить фоты??? мне мэйл только последние полчаса стал присылать комменты и инфу из жж!уфф

      • Очень хорошо!
        Буду ждать)

        А мэйл тормозит чего-то в последнее время.

      • не, это жж, наверняка, опять какую-то новую и ненужную фишку СУП вставляет :)))

  3. !!!!!!!
    Я с работы. Из дома нормальный коммент напишу.

    • мне уже вполне достаточно кол-ва твоих воскл. знаков:))))
      спасибо:))

      • Ну нет. Одних восклицательных знаков мало, хоть они вполне отражают мои чувства по-поводу рассказа и фот. Замечательно, интересно и познавательно.
        А еще я завидую вам жуткой, но очень белой завистью. Читаю про такие экскурсии и исхожу слюной.
        Но они всегда в будние дни. Для меня пятница, увы, будний день. В мае я их уже три из четырех отработала, и последнюю тоже работаю. А, даже если я не работаю, Сергей по пятницам почти всегда занят… А самой мне до Иерусалима к началу экскурсии очень сложно добраться. Так что, спасибо за рассказ и за фотографии. Надо бы и Нину почитать, но времени нет совсем, ничего не успеваю. Я еще Яффо Ильи толком не прочитала, только просмотрела…
        И это у меня еще нет маленьких детей, и взрослый ребенок тоже на самообеспечении.
        Как люди все успевают? Не знаю…
        Мне уже сейчас надо из компа вылазить и на работу собираться…

      • конечно, я на практике познала эту работу и все что с ней связано…
        признаюсь, что это 1-я экскурсия в этом столетии — были дела в столице после…
        у вас из Хайфы будет похожая с автобусом, посмотри у donna_annы.

      • Толку то смотреть — будний день…:(

      • я забыла, что это в йом5, но может, будут такие и в выходные…

      • Не, то, что Аня рекламирует, только в будние дни…

  4. Ваш рассказ напомнил мне моё первое посещение Котеля, на вторую неделю после приезда в Израиль.Так же делали долгий путь вдоль стены, и конечно тоже испытал необычное волнение и переживание, когда прижался к её камням.С Вашего разрешения, только два небольших уточнения.Котель не стена Второго Храма-от которого к сожалению ничего не осталось-а остаток опорной стены, которая окружала Храмовую гору.И самое святое место для евреев это также Храмовая гора-т.е. наверху, место где стоял Храм.Это конечно нисколько не умаляет и святость Западной стены-действительно омытой слезами сотен тысяч евреев…

    • конечно же, остаток стены, я имела ввиду, вообще, что осталось от Храма, но сейчас исправлю, чтобы было более понятно, спасибо!:)

      энергетика у Стены зашкаливает, не смогла долго пробыть там, как люди там вообще сидят, не понимаю…

  5. Спасибо за великолепный пост!

  6. можно уточнить? скиния во времена Иисуса Навина находилась в Шило. Туда тоже можно съездить и там увидать то самое место, где В центре огромного двора, устроенного из дорогих тканей, привешенных к столбам, находился большой шатер, разделенный занавесом на две части.
    И еще… на месте храма (более-менее) находится другая мечеть — купол над скалой. А эль-Акса на месте дворца Ирода, который вообще не на скале, а на искусственной платформе, этим Иродом построеной. Не считал он для себя возможным на горе Мория находиться. Святое место, все таки. Для коаним.

  7. Спасибо большое, было очень интересно прогулятся!:))

  8. какая хорошая прогулка!!! класс! сколько интересного.

    • там гулять, да гулять. просто уже сил не было — проголодались и жара донимала.
      я за получение инфы в малых дозах, а не все сразу:))
      спасибо!

  9. просто прекрасно
    под конец в голове включился третий куплет из Ирушалаим шель захав 🙂 сам собой.
    вот что творит искусство животворящее.
    умница ты, Маринка!

    • у меня в моск засело и не хотело уходить:
      «Под небом голубым есть город золотой,
      С прозрачными воротами и яркою звездой…»:)
      экскурсию-то мы начали с Шаар Цион и Хурвы, вот оттуда с крыши Хурвы весь «ירושלים של זהב» и видно.
      спасибо, дорогая!

  10. А как там могло что-то гореть? Ведь все ж из камня было? Или убранство?
    На последнем снимке очень понравился тон цвета. А почему не все так сделала?

    • Для строительства использовался местный песчаник, кипарис и ливанский кедр — самый дорогой материал того времени (символ власти и могущества), Весь Храм, сооруженный из камня, был обшит кипарисовыми и кедровыми досками. То что не сгорел, римляне разбили, а Храмовая гора была распахана…

      мне тоже очень нравится этот цвет неба — в тот день небо было просто фантастическим — днем такого сто лет не видела. когда выезжали из Иерусалима, вдали показалась синяя полоса на горизонте. я привыкла к такой, когда мы едем вдоль моря. а тут удивилась: что это, Мертвое море видно отсюда или горы? когда проехали, оказалось..просто небо..
      загляни к Саше -она не любит фотошопить:))
      http://alexsasha.livejournal.com/222696.html#cutid1
      остальные фотографии у меня без особой обработки, кое-где добавила резкость, а цвета — все как было, в натуре:)
      почему не все так сделала? хотелось как-то показать — Иерусалим разный, особенно у Стены.

      • Глаз должен привыкнуть, чтобы видеть разность. По снимкам для меня всегда одно — светлый камень и голубое небо 🙂
        Ах, они даже деревом обшивали. Вот чудо!!

      • вот, с резкостью я не особо дружу, вечно путаюсь в настройке опций:)

        нашла старинные рисунки, посмотри, как было внутри:

        а это точная копия той Меноры из золота (на рисунке), которую увезли с собой римляне — хранится в Ватикане… (мы не дошли до того места — я уже сдалась:)

        посмотри, на верх. фото: таким был Храм, а рисунки можно увеличить:
        http://www.amit.org.il/MUSAGIM/moreshet/moreshet_5/moreshet_5.htm
        В Риме сохранилась Арка Тита, которую Сенат поставил после смерти императора, напоминает о завоевании им Иерусалима. На ее внутренней поверхности два барельефа: император Тит на триумфальной колеснице и шествие пленных евреев, несущих с сбой в Рим минору из разрушенного Храма — главной святыни иудеев. Барельеф воспроизводит один из самых тяжелых моментов европейской истории, и на протяжении веков евреи не проходили под этой аркой (евреи Италии считали ее аркой позора унижения). Тем не менее именно это изображение меноры послужило прообразом меноры, ставшей символом государства Израиль. В 1997 г. в знак примирения католиков и иудеев под аркой произошло ханукальное зажжение свечей главным раввином Рима, такой же ритуал провели в Ватикане. Нет, чтоб Менору отдать:))

      • Какой красивый храм.

        Барельеф воспроизводит один из самых тяжелых моментов европейской истории
        Европейской?

      • (Европа в голове:)
        еврейской, конечно…

  11. Спасибо! Получила огромное удовольствие, словно вернулась в Иерусалим:)
    И да, присоединяюсь к комментарию marmuz: у меня тоже в голове Иерушалаим шель захав поет Офра Хаза:)

  12. Did you write a «wish» and left on any hole in the wall?

  13. Your pics, as always….amazing!>

  14. Ну, ничего себе пост! Из таких потом нужно книгу издавать!

  15. надо же, какой хороший пост я пропустила:(

  16. Большое спасибо за серию замечательных постов написанных как раз ко времени 9 авва.А фото бесподобные!Я по дороге в Иерусалим и обратно фотографирую из окна автобуса и не могу удержаться.

    • вам спасибо, что прочитали!:)
      рада, что не только мне и моим друзьям интересно:)
      и очень правильно делаете, что снимаете из окна!
      (по-секрету: когда у меня нет с собой камеры, я снимаю на мобильный:))

      • Отличный пост, и замечательные снимки, Марина.
        Спасибо. 🙂

      • Витя, привет:)
        как ты вдруг вышел на этот пост?

      • Доброй ночи, Марина! 🙂
        Через анонсы в «Исрагео».
        Теперь твои новые посты пропускать не буду.
        Сделал подписку. ))

      • этому посту уж года 2 как:)
        доброй ночи и шавуа тов!
        (надо искать запасной аэродром:)
        мы с Аней _дона_ана открыли себе на вордпрессе -буду потихоньку перемещаться:)

      • Туда можно слить все посты из ЖЖ?
        Кинь плиз, ссылку на свою стоянку. ))

      • можно, только это долгое и нудное занятие:)
        https://marinashafir.wordpress.com/

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: