Марш Жизни в Польше

от Marina Shafir

Если у нас забрать память, у нас не будет будущего
не помню кто, но сказано верно и точно.

Прохладным  ранним утром я  пробиралась  сквозь белое полотно  тумана в далеком и незнакомом  лесу.  Силы мои на исходе, но я из последних сил,  спотыкаясь о кочки и цепляясь за сухие ветки,  бреду к неизвестной цели. Только три слова пульсируют у меня в голове: «Я обещала Оле…Я обещала Оле…»
— Мама, мама! Вставай, ты мне обещала!

— Уже иду, идуууу….


Тьфу! Что за ….! Открываю глаза: надо мной склонился ребенок и тормошит за руку.

Это я попросила ee    разбудить меня  пораньше, чтобы погладить ей форму – подумала, пусть поспит чуть подольше: поздно вернулась с работы.

Сегодня вечером (до вечера след дня) начинается День памяти жертв нацизма (Шоа), и она обещала принести в армию и прочитать мое письмо, которое я написала ей  во время школьного Марша Жизни по городам Польши, где раньше находились  лагеря смерти.

Тогда ее учительница попросила каждого родителя написать письмо-поддержку и передать ей, чтобы отдать детям уже в Польше.

2. Тот самый момент

Письмо я писала для Оли на иврите. Перевела на русский, читается чуть по-другому.

 

 

«Дорогая моя доченька!

 Ирит, твоя учительница, попросила всех родителей, в том числе и меня, написать письмо  своему ребенку, чтобы ты смогла прочесть его уже в Польше.

Она посоветовала рассказать тебе в письме о нашей семье и о Шоа.

Сказать по-правде, я узнала об этом две недели назад, но только сейчас села писать, потому что ты и так уже обо всем знаешь – я тебе рассказывала много раз.

 

Ты, наверняка, помнишь историю о 10-летней девочке из небольшого украинского городка, за которой во время погрома гнались казаки. Но на ее счастье, и еще четырех еврейских девочек, русский старик спас  всех, спрятав их в погребе своего дома.

Девочка,  которая в начале ХХ века спаслась после погрома, звали Сара. Это твоя прабабушка, которая никогда не забывала о своем происхождении.

 

Еще ты помнишь, как я рассказывала тебе о двухлетней малютке, из того же городка,  которая вместе с мамой и старшей сестрой бежали от нацистов, попав в дороге под бомбежку. Потом ее мама умерла,  но девочке было тогда 3 года, и она ее никогда уже не могла вспомнить.

Эту малютку, которая в середине прошлого века потеряла маму, но всегда помнила о своем происхождении,  зовут Рая — это твоя бабушка.

 

Ну, и, конечно же, ты помнишь мой рассказ о 10-летней девочке, из того же городка,  которая часто возвращалась из школы в слезах?  Но, в конце концов,  она научилась не давать себя в обиду.

Девочка, которая никогда не забывала кто она — я – твоя мама.

 

Все мужчины из нашей семьи ушли воевать на фронт, и немногие вернулись домой – остальные исчезли на полях войны…Когда-то, собираясь по праздникам, даже во дворе не хватало места для всех членов семьи. А потом, дом вдруг оказался полупустым, и полон чужих звуков.

 

Мы бежали,  рыдали, мы теряли родных, но победили, потому что из поколение в поколение помнили, кто мы и откуда пришли. Помнили, мы – евреи.

 

Теперь ты понимаешь, почему мы живем в Израиле? Потому что после долгого и опасного пути, мы, наконец, вернулись домой, и не важно, что этот дом старый и требует ремонта.

 

Сейчас ты находишься в местах,  очень важных для каждого еврея. Люди, которые закончили здесь свой жизненный путь, мечтали о своей стране — Эрец-Исраэль.  

Гордись тем, что ты – одна из многих, «вернувших» им мечту – а наше знамя в бывшем лагере смерти – это месть тем, кто был уверен, что окончательно решил «еврейский вопрос».

Ты можешь разговаривать,  а можешь и молчать, плакать или нет, но ты находишься там для того, чтобы почтить память погибших, и показать, что наш народ уничтожить нельзя.

Дорогая доченька!

Я поддерживаю тебя в этом Марше Жизни и горжусь тобой.

Люблю.

Твоя мама.

20.03.2007

Израиль.

 

 

3.
Труд освобождает

4.

5.

6.

7.

8.

10.

11.
На камнях название городов и местечек, где были расстреляны, закопаны, сожжены еврейские общины.

12.

13.
Кто-то написал на камне имена членов семьи, которые здесь погибли:

14.

15.

16.
Имена…Имена…

17.

18.
Братские могилы. Всего в Аушвице (Освенцим) 10 участков, почти на 1000 человек. Это трупы людей, которых нацисты не успели сжечь в печах. (см. видео)

19.
Печь

20.

21.

22.

23.

24.

***
25.

26.

27.
Везде жизнь

28.
Здесь казнили тех, кто пытался убежать или бастовать — для устрашения остальных

29.
Тупик

30.

31.

32.
И такое есть

33.
в синагоге

34.
Кафе

35.
Эта женщина рассказывала им о своей жизни в гетто и лагере.

Оля (справа) со своей подружкой детства Натали.
Все фотографии, кроме последней сделаны мобильным телефоном.

Это видео «Яд ва-Шем». Это то, чему учили меня, и чему я всегда учу ребенка. У фашистов — нет национальности. Есть люди и есть нелюди.
Польский аристократ встречался с правителями стран — будущих союзников, чтобы спасти евреев…

Молчание мира

Охрана у израильской делегации в гос-це была просто сумасшедшая. Моя приятельница, которая живет под Варшавой, приехала в отель, чтобы передать сувенир и забрать свой у Оли. Администраторы просто ее не пропустили, не позвали ребенка на выход, и вообще…сказали, что они уже выехали из отеля. К счастью, моя приятельница не обиделась.
(Вчера пришлось ее всячески поддерживать. Мы говорили по скайпу, и я ей сказала включить TV. Так она и узнала о трагедии.)

О мемориальном комплексе Яд-ва-Шем:

Обещаю, что следующий мой пост будет более оптимистичнее…

Метки: , ,

18 комментариев to “Марш Жизни в Польше”

  1. Не знаю, что написать…
    Конечно, слезы наворачиваются.

    Ты прекрасное написала письмо.

    Вечная память.

    • тут и писать-то не обязательно, главное — увидеть и понять.
      Оля рассказывала, что внутри до сих чувствуется запах горелого…

      спасибо, письмо было хорошей и нужной моральной поддержкой ей там, в поездке, хотя мы переговаривались по телефону дважды в день.

  2. сижу и плачу.
    лолка не поехала.
    я просто не смогла ее отпустить. туда.

    • да уж, я вчера свою «норму» тоже выдала…
      насчет поездки, я сказала ребенку, какое решение примешь — я соглашусь.
      в оплате помогала ирия, четверть суммы Оля выплачивала полтора года из своих заработков, по 100ш.

      (пришло письмо из мас ахнасы, я забыла отметить 1-п для никуя, блин, жду новое)

  3. только бы не забыть.

  4. Без слез читать невозможно…

  5. !!!!!!!
    Объявляю минуту молчания!!

    • ты почти вовремя! в 10:00 была сирена по всей стране!
      почти 3 часа назад: где бы люди не стояли и не ехали..все, кроме арабов. эти игнорируют…

    • Потрясающее письмо ты написала своей дочери,молодец!

      • самое смешное и одновременно грустное, что своему же ребенку пришлось объяснять что такое антисемитизм, почти сабра, слышала об этом, конечно, в школе, но глубже поняла это уже в поездке.

      • Да,это так важно,чтобы дети и внуки знали нашу-свою историю!

Добавить комментарий

