Как в Яффо сионистское электричество проводили

от Marina Shafir

Некоторое время назад я уже написала о том, как в один прекрасный день у меня завелся внутренний моторчик, и мы поехали в Яффо, чтобы пофотографировать бывший экзотический сад Платона Устинова
(или то, что от сада осталось – старый бенгальский фикус).
Ну, а раз я и так буду в Яффо, то будет грешно не добраться в Старый город и не сделать ночные снимки. Поэтому, я договорилась со своими друзьями hamuda и big287 встретиться уже там. Тем более, от бывшего дворца барона до побережья рукой подать.
Ага! Так всегда думает наивный путешественник, который уверен, что ему знаком каждый метр пути, где он побывал не раз, а на самом деле, он так давно не появлялся в этих краях, что заблудился и опоздал. Пока мы отмеряли по третьему кругу мимо местных жителей, огибая перерытую меридианами и параллелями центральную яффскую улицу, солнце успело послать мне последнее прощай, ярко подмигнуло и скрылось: а ведь как хотелось поснимать древние камни, обрамленные в разные оттенки золотого. С друзьями мы встретились уже в ночном Яффо.

В этот день у арабов был праздник Куйрам-Байрам. Казалось, что все население Яффо вышло на улицы на прогулку и за покупками. Запахи, громкие оклики, арабская музыка, сигналы — если вам захочется почувствовать настоящий Восток — он здесь, на дороге, ведущей в порт. Из-за скопления машин, водители некоторых плевать хотели на дорожные правила, образовалась пробка — можно было разжечь мангал — так медленно двигалась в неизвестно каком направлении вереница машин. Зато я успела немного поснимать из машины.


Центр Яффо — Площадь Часов, от которой отходят улицы, ведущие в разные концы города. С 1906г. стоит на площади квадратная башня, на каждой стороне которой вмонтированы часы. Напротив дом, где размещалась турецкая, а позже британская администрация, рядом – полиция.

Одна из малоизвестных историй, связанная с Яффо – это история ее электрификации, которая хоть и началась с «левой ноги», зато закончилась хэппи-эндом.
Когда Пинхас (Петр Моисеевич) Рутенберг начал воплощать в жизнь «электрификацию всей страны», первым на примете стал Тель-Авив, молодой пригород Яффо, рядом с которым временно поставили несколько генераторов, по 750 киловатт, что по тем временам, а наша история случилась в 1923 году, считалось самым мощным снабжением электричества. В это время в Нахараим по его проекту строилась первая гидроэлектростанция в Эрец-Исраэль.

В те годы, Тель-Авив был маленьким поселением на холме, а самым крупным городом в этой округе был Яффо, поэтому вполне естественно, что Рутенберг решил провести электричество и сюда тоже. Благие намерения наказываются? Как только было объявлено о создании первой электростанции в Тель-Авиве, в самом Яффо начались активные действия, направленные против сионистского электричества.

В феврале 1923, когда жители молодого поселения Тель-Авив благодаря электричеству, наслаждались прелестями жизни, в Яффо собрались старейшины, чтобы обсудить предложение правительства британского мандата — присоединиться к тель-авивцам. Но вместо этого, собрание приняло решение, за основу которого было взято мнение араба-христианина Тадруса, который утверждал, что электричество Рутенберга – это не что иное, как одно из последствий создания «Национального еврейского дома» в Эрец-Исраэль, и если арабы противостоят сионистам, то их обязанность выступить и против средств достижения этой цели. И собрание старейшин Яффо ответило – нет электричеству!

Целый год эта тема не сходила с повестки дня. Во главе активных борцов с Рутенбергом была яффская газета «Фалестин», которая раскрывала перед читателями сионистскую сущность электричества. Газета предупреждала тех, кто не устоит и таки да захочет сотрудничать с электрической компанией Рутенберга, о скором его банкротстве.
Рутенберг подал жалобу на «Фалестин», но суд оправдал газету, которая на этом не успокоилась, продолжая будоражить яффские умы. Так, в одном из выпусков было написано: «Мы подозреваем, что муниципалитет примет план Рутенберга. Тогда они все должны уйти в отставку, и предоставить правительству самому принимать решения».

На улицах Яффо были расклеены листовки с таким содержанием: «Если заработает компания Рутенберга – заработает идея еврейского национального дома».
В тоже время проходил всеарабский съезд, на котором было принято решение: бойкот электричеству!
Но, несмотря на это, не все в Яффо согласились с такой линией. Многие жители, а среди них торговцы и ремесленники обратились к Рутенбергу, и подписали с ним договор на подключение к электричеству.
Так в Яффо появились первые электрические столбы.

Помните одного из основателей Тель-Авива Йосефа Элияху Шлуш? Преуспевающий бизнесмен, выходец из богатой семьи алжирских евреев, и один из активных деятелей еврейской общины в Яффо (в то время входил в совет муниципалитета Яффо), буквально спас положение.

— Однажды я пришел на совещание,- вспоминал Шлуш, вооруженный цифрами и точными подсчетами. Показал свою таблицу членам муниципалитета, сравнив плюсы электричества и недостатки темноты. Но самое главное – доказал, насколько мэрии будет выгодно экономически провести в Яффо электричество, намекая на то, что воровство, обычно происходит с наступлением темноты.
Шлуш убедил мэра Бей Саида создать комиссию «трех», которая займется основательной проверкой и найдет подходящее решение. Комиссия трех — это мусульманин, христианин и еврей, т.е. последним был сам Шлуш. После долгих совещаний и проверок, в конце концов, было принято предложение Шлуша – рекомендовать муниципалитету присоединиться к компании Рутенберга и провести в Яффо электричество, которое будет способствовать развитию города и процветанию его жителей.
Двое арабских представителей, после долгих уговоров присоединились к рекомендации «трех». Шлуш вспоминал, как во время подписания рекомендации, руки у обоих тряслись так, будто они на самом деле предавали родину.

А в это время слухи об электрификации Яффо долетели аж до Британского парламента.
— До нас дошли слухи, что компания Рутенберга размещает в Яффо электрические столбы против воли муниципалитета, — вопрошал официальный ставленник Британии в Эрец-Исраэль Бейкер, что может стать причиной арабских волнений.
На что получил короткий, но исчерпывающий ответ от замминистра поселений Гура:
— Нам ничего неизвестно о противодействии муниципалитета Яффо. Правительство поддерживает электрификацию. Волнений не было.

Лишь в конце 1923 года решили яффские арабы «прогнуться» якобы под давлением правительства. Такое решение было принято не без помощи продуманного трюка. Так сообщала в то время «Фалестин»:

«Как нам стало известно, воспользовавшись отсутствием мэра, еврейское торговое бюро обратилось к муниципалитету с требованием подключить улицы Яффы к электричеству, опасаясь частых случаев ночного грабежа. Исполняющий обязанности мэра согласился, не поставив в известность самого мэра. Были проведены переговоры между правительством, муниципалитетом и Рутенбергом, на которых была четко определена экономическая подоплека электрификации Яффо – и ничего более!

Но даже после мирного решения этой проблемы, в то время, когда жители Яффо уже наслаждались первыми результатами подключения сионистского электричества, авторы «Фалестин» не унимались, и не перестали атаковать компанию Рутенберга. Это продолжалось до тех пор, пока губернатор Кэмпбэлл лично не вызвал к себе редактора газеты, и не предупредил его о недопустимости в будущем распространение клеветы, и не наложил цензуру на эту тему. А от двух основных зачинщиков электрических волнений потребовал в виде гарантии заплатить 100 египетских лир, взяв с них обещание, что они никогда не вернутся к подстрекательству.

Египетская газета «Мукатам» не преминула рассказать о строгом правителе Яффо, который справился с «электрическими бунтарями» твердой рукой: он объявил, что каждый, кто отключит провода и разобьет фонари – будет расстрелян!

А спустя столько лет, мы можем свободно разгуливать по отлично освещенным старинным улочкам Яффо, который давно уже стал пригородом молодого Тель-Авива. И лишь с улыбкой вспоминать о тех страстях, которые бушевали в этих местах в начале прошлого столетия…


(рыба производства скульпторши Иланы Гур — ниже ее же, Иланы, дом-музей. Это, наверное, про таких, как Илана Гур говорят, что левее ее только море. У Наташи Мозговой через поиск можно найти интерью с этой сумасбродной тетей)


(говорят, если встать под своим знаком зодиака и загадать желание — оно сбудется:)

в одной из многочисленных галерей-бутиков:

Презентация всего фотосета в Яффо:

Яффо — древний город и порт.

Петр Моисеевич Рутенберг — видный деятель революционного движения в России, сионист, один из лидеров ишува и создателей современной промышленности в Эрец-Исраэль, и по совместительству мой земляк

68 комментариев to “Как в Яффо сионистское электричество проводили”

  1. Спасибо за интересные фотографии. История с электрификации просто потрясающая 🙂
    Кстати, снимали на штативе?

    • חישמולה ארץ ישראל:)
      когда я убедилась, что это тот самый Рутенберг, у меня уже не оставалось сомнений, что электричество в Яффо пойдет во чтобы-то ни стало:))
      на штативе сняты штуки 3 фотки, потом Диана и Боря ушли, и я полезла в такие места, где штатив уже не помещался:)
      спасибо, Женя!

      • Фото класс, особенно мне понравилась там где парочка возле стены. Но такие фотки надо все на штативе, иногда резкости не хватало, а так супер!
        Кстати, мне кажется, если нумеровать фотки, то тогда будет проще их обсуждать.
        А по-поводу электричества: я даже не знаю, за что евреи так с арабами, взять и провести электричество, а потом еще удивляетесь, почему они вас не любят.

      • представляешь, я к парочке пробираюсь со штативом (у меня ширик, а не телескоп:))
        с лед. раз пронумерую.
        да не говори, им электричество, а они еще перебирают — бытовой антисемитизм..гы:)
        (когда-то читала одну историю о страшных разрушениях во время землетрясения в начале века. евреи, как всегда тихо пришли на помощь своим двоюродным, но газета «Фалестын» опять посеяла зерна ненависти, тогда сами местные пострадавшие арабы «забросали камнями» гадов — сказали: сколько вокруг арабских стран и наших родычей, а ведь никто, кроме евреев нам не помог!)

  2. Молодец!!!
    Благодаря тебе мы скоро будем знать всю историю Яффо и Акко.
    Я не шучу, я серьезно. Спасибо.
    Подведем итоги:
    3 человека снимали в одно и то же время, в одном и том же городе.
    Получилось 3 разных Яффо примерно с одними и теми же картинками, и это здорово.

    Кстати, оказывается не я одна так ноги в узел закручиваю:)))

    • подожди, это только начало:))
      вам спасибо, что редко, но встречаемся — для меня это такая отдушина!

      были бы 10 человек — получилось бы 10 разных видом — у каждого свое видение:)
      знаешь для чего в «ножки в узелок»? — чтобы штатив не улетел:)))

      • Рассмешила :)))
        Будет еще одна история?

      • их много есть у мну:))
        я еще с бароном не расчиталась, вернее с его садовником — только ехать далековато.
        что-нибудь придумаем.

  3. Эх, жаль что у меня нет ковра-самолета или пропеллера, как у Карлсона. Я бы с удовольствием в сказку под названием «Ночная Яффа» перенеслась.:)))
    История с сионистским электричеством просто потрясающая.
    А у меня есть своя потрясающая история, связанная, правда, не с самим Рутенбергом, а в его домом в Хайфе. Мы когда-то ходили с Юрой Полтараком на экскурсию по Центральному Кармелю. Один из объектов, который мы посетили был двор прилегающий к Дому Рутенберга. Мне показалась, что я сделала недостаточно фотографий и мы, по дороге к машине, опять зашли в этот двор.
    Чем это закончилось можно посмотреть по этой ссылке.
    http://irenase.livejournal.com/51148.html
    Пост старый, фоты соответствующего каКчества…
    А это сама экскурсия. Тут есть несколько фот самого дома.
    Опять таки, пардон за каКчество.:)
    http://irenase.livejournal.com/55312.html

    • Там уже не совсем такая сказка как раньше, в первые годы нашей алии — когда идешь, и не знаешь в какое кафе/ресторан зайти — почти ничего не осталось. Лишь зодиачные улочки да галереи — Яффо будто перед очередным закатом…многие переместились в ТА порт.

      странно, у Рутенберга было трое детей — а он все свое состояние завещал для просвещения молодежи.
      кстати, Хайфский унив-т тоже на его средства построен.

      экскурсии вышли чудесные, я уже отметилась:)

      • Все течет, все изменяется. К сожалению не всегда в лучшую сторону.
        Я, если честно, мало что про Рутенберга знаю, кроме общеизвестных фактов. Из того, что Юра Полторак про него рассказывал, я не поняла, что у него было трое детей. А поняла только то, что после развода он прервал всякую связь с бывшей женой/семьей. Точно не помню, к сожалению. Помню, что Юра говорил, что у него не было прямых наследников.
        Экскурсии эти были замечательные. Впрочем, почему были?! Они есть и сейчас. В эту пятницу есть экскурсия по ранее закрытым для туристов достопримечательностям садов бахаи.
        http://yurchik-p.livejournal.com/52896.html
        Я уже была на этой экскурсии. У меня по ней тоже есть «отчет».
        http://irenase.livejournal.com/103649.html
        Все, больше не буду, а то я что-то разошлась с ссылками.:)))

      • Ирочка, там сразу под мацегет — ссылка на биографию Рутенберга — он перед женитьбой принял христианство (в смысле, крестился) и только после революции, вернулся в «семью»… не все так просто в его жизни было — но человек, по-моему он был умный и мужественный.

        это хорошо, что ты разошлась — столько интересного узнала:))
        буду рассматривать:)

      • Я посмотрела ссылку. Правда до конца не дочитала(дочитаю обязательно). Я про христианство и про возврат знаю. И про многие, как я написала, общеизвестные факты его биографии тоже знаю(про попа Гапона и Хеврат Хашмаль, например). А вот такие истории, как электризация Яффы(мне так больше нравится — в женском роде) — это очень и очень интересно.
        Кстати, в ТА, по-моему, на Ротшильд тоже есть его дом. Надо покопаться в моих архивах, возможно, что у меня тоже его фото. Это уже из экскурсий с по ТА.
        Где нас только не носило.:))))

      • электрификация Яффы (חישמולה ארץ ישראל) 🙂 я прочла об этом у историка д-ра М.Наора:)
        Рутенберг из Хайфы переехал в Иерусалим, как только у него обнаружили рак.

        это же так классно, когда нас всех куда-нибудь да занесет — такая маленькая Страна, но так напичкана интересностями:)) а сколько еще неизведано или забыто…

      • Про дом в ТА я точно помню, что Борис рассказывал. Поискала по-верхам в и-нете, ничего не нашла. Надо у него самого спросить при случае. Я теперь буду мучатся, не перепутала ли я что-то.
        Будем продолжать наши изыскания.:)

      • пойду в Жениной ежика книжке посмотрю, может там чего есть про него:)

      • Я уже глянула, но мельком. Не нашла. Если найдешь, скажи мне. Хорошо?!

      • не нашла, уснула с книжкой — проснулась — уже на странице кладбища:))
        в интернете тоже искала — только дом на Кармеле…

      • Я Борису написала, пока нет ответа.
        Спросила вчера у Юры Полторака — он не знает.
        Надо еще у Жени спросить.

      • подождем!
        может быть где-то в районе Ридинга?

      • Увы, я не знаю настолько хорошо ТА. Мне помнится, что разговор об этом доме шел в той части бульвара Ротшильд, которая ближе к его концу. Ждем.:)

  4. Как красиво и интересно!
    А у нас так холодно( На днях -25 было.
    машина не заводится.А здесь: пальмы… и очень уютно)

  5. Яффо, как же мне там понравилось.
    Но у меня получились совсем другие фотографии, мне город увиделся совсем по другому, нужно будет потом выложить и вообще наконец написать большой отчет о нашем двухмесячном прибывании 🙂

    • Яффо притягивает и манит как Андромеда Персея с затопленной скалы Яффского порта:))
      тысячу раз была там за 16 лет, но каждый раз Яффо открывается по-новому.
      да-да! пора уже отчитаться:)

  6. Вот ретрограды-то были :))
    Чего это людей совсем нет на улицах? Поздно? Или по домам все сидят

    • все ушли на берег моря — на пикники — у них куйрам-байрам был в тот день:)
      а те, кто наелся — рассматривал бижутерию на стендах:)
      раньше там ресторанов и кафешек, как грибов после дождя -один на другом, а вкуснотища-то какая, и кухни разные, но в основном рыбные или арабские — объедаловка.
      а сейчас, когда достроили порт в ТА — почти все перенеслись туда — опустело чуть Яффо, хотя и осталось любимым местом для свадебных фотосессий:)

  7. Классное освещение —
    особенно подсветка часовой башни!
    Спасибо за замечательные рассказ и снимки!

  8. Чудесно:красиво и интересно!

  9. Да, очень интересно! Я обычно бываю там днём, так что было приятно погулять по вечернему Яффо:)
    А первое электричество появилось несколько раньше — генератор кинотеатра «Эден»(1914), кроме своей непосредственной работы, ещё и давал энергию окружающим улицам, правда, это касалось только Тель-Авива, в Яффо вроде как оно не поступало…

    • спасибо!:)
      днем Яффо совсем другой, но тоже красивый и необычный:) когда мы бродили вечером, многие места я не узнавала:)
      http://picasaweb.google.com/MrsOlmas/TelAvivJaffa#
      мощный генератор был у кинотеатра, однако:)

      • Абсолютно верно — дневные виды категорически отличаются от вечерних. А генератор действительно был мощный, бельгийского производства, в 1917 году турецкий наместник его конфисковал, видимо опасаясь, что электричество им вырабатываемое, помогает англичанам:)))

  10. как интересно!
    а насчет часов — был какой то деятель, который лепил часовые башни везде, где ни попадя. и тут, и на Яффских воротах и, кажется, в Акко тоже. А кто и почему — вылетело. 🙂

    • Так времена были такие: не у каждого часы-то имелись! 🙂

      • мечтательно… вот бы кто нибудь собрал все эти часы и забабахал выставку. большинства этих башен уже и в помине нет, а на выставке… сто верстлет.. не крюк 🙂

    • Так это же турецкий султан — деятель этот. Ставил башни к юбилею империи вроде бы.

      • вот! значит не совсем все путаю. 🙂

      • постройку башни с часами закончили в 1906г в честь 25-летия властвования турецкого султана Абдул Хамида 2-го.
        выставка старинных часов…мммм
        (как и фотоаппаратов:)

  11. Спасибо! Чудесно!
    Как обидно, что именно этого мне и не показали! Не видела я Яффо и Тель-Авива не видела:(

  12. Maravilloso, y no lo puedo alcanzar!!…

  13. Помогите мне раскрыть тайну моего детства, пожалуйста! Я тогда какое-то время жил в Финляндии, там работал мой отец. Я постоянно у мамы просил купить апельсиновую шипучку (лимонад) под названием «Яффа». Это был тот самый, из Израиля?

    • Яффа (Jaffa) — только в Израиле есть (и одноименная фирма). Славилась когда-то апельсиновыми рощами:)
      цитрусовые до сих пор продаются и экспортируются во многие страны с такой маркой.
      http://www.jaffa.co.il/?l=1252
      лимонады сейчас редко вижу (много других фирм), а вот натуральные соки -да:)

      • Значит, так оно все и было! Спасибо!
        Не знаю, что на иврите означает Ваш ник, но всё-таки позвольте посвятить Вам любимую песню:

        Извините за нескромность, если что…

      • мой ник — мои и дочкины инициалы:)
        за песню спасибо, тронута:)

      • Искренне рад:)

  14. С удовольствием прошлась по ночному Яффо, спасибо. Почему-то я очень к нему неравнодушна.

    • рада, что понравилось, спасибо!

      • А еще я завидую, что вы можете вот так сорваться и просто вечером поехать в Яффо. Я там бываю … ну раз в несколько лет.

      • нет, «просто так сорваться и поехать» планировалось пару месяцев:)
        к сожалению, это не только от меня зависит…

      • А-а.
        Вот здесь про «людей со штативами» — это не про вас?
        (сайт амуты, которую организовали мои друзья)

      • ооо, спасибо, Талия, очень интересный сайт — занесла в закладки!
        не про нас:) я не люблю штатив — в этом сете, наверное, штуки 3 фоты со штатива (получила в пользование на вечер:)- я там лазила по не удобным и скользким местах, так что штатив там не удержался бы:))

Добавить комментарий

