Маленькая история для памятника со спичками

от Marina Shafir

Если бы меня не пихнули в бок, я бы всю дорогу смотрела на облака, и так и не заметила это чудо, слегка прикрытое пальмами. В пятницу облака были особенными: то пушистые, словно дорогая перина, то грозные и низкие: насупились и, вот-вот, разразятся громом. А когда, этот разношерстый облачиный отряд покинул место временной дислокации, небо очистилось, и оставалось синим-синим… до следующего нашествия.

Только у нас, в Стране, можно поставить памятное изваяние… спичкам!
Первая мысль была: здесь тоже был Церетели??

В 1925 году, братья Вайцман приобрели в Акко некое здание, бывший дворец времен Оттоманской империи, и 1 января 1926 года открыли там фабрику по производству спичек — NUR.

Первым управляющим этой фабрики был Йехиель Вайцман — урожденный местечка Мотоль Гродненской губернии. Один из 15 детей Озера и Рахель-Леи. По совместительству, Йехиель приходился родным братом Хаиму Вайцману 1-му Президенту Израиля, а так же отцом Эзера президента предыдущего.

Стоп-стоп-стоп! Теперь на минутку остановимся, так как я слегка ввела вас в заблуждение, правда, не по своей воле.

Небольшое отступление:

Благодаря бдительности и вниманию уважаемой anno_nin, которая указала мне на ссылку с другими данными, я полезла в дебри интернета, и, к сожалению, почти ничего не нашла, кроме того…, что вчера ничего не оставалось делать, и я обратилась к Шимону Мендлеру, сотруднику музея Акко ОЦРОТ БЭ-ХОМА — Сокровища в стене — с просьбой рассеять мои сомнения. Вот он и подтвердил версию, найденную anno_nin.

Одного из братьев Вайцман, основавших фабрику NUR звали Гершон (Цви — олень — символ ф-ки), который родился в 1860 году в Литве и занимался производством спичек в Ковно.
Позже, фабрикой управлял его сын д-р Ицхак Вайцман и племянник инженер Барух Вайцман.
Последним был Ноах, сын Ицхака, который написал книгу о своей семье и фабрике NUR.

56.38 КБ

Во времена Британского мандата, все производство спичек находилось под контролем англичан, которые боялись, как бы евреи чего не выкинули и не стали бы тайно производить взрывчатку.
Продукцию продавали чуть-ли не во все пограничные страны: в Ливан, Сирию и Транс-Иорданию. А спички с воском хорошо продавались в Европе. В 30-х годах прошлого столетия производство спичек было усовершенствованно, благодаря применению новых химических веществ. Во время Второй мировой войны NUR — была единственной на Ближнем Востоке фабрикой, которая производила спички.
33.89 КБ
В конце 60х фабрику из Акко переводят в Хайфу, а старое здание используется вместо склада.
Сейчас компания NUR уже ничего не поизводит, а занимается только импортом спичек.

Интересное письмо производителю от закупщиков.
45.01 КБ
Или снижайте цены на вашу продукцию до той суммы, за которую вы продаете на арабском рынке, или мы у вас перестанем закупать спички. — Вот такой ультиматум.

В 1930 году компания NUR пожертвовала 5 Эрецисраэльских лир (большие деньги по тем временам) на нужды бедняков Акко. В то время в городе проживали 230 евреев.
99.66 КБ

Еще пару лет назад в центре города (ул.Бен-Ами,32), здание бывшей фабрики было еще заброшено: там собирались строить торговый центр и квартиры. В следующий приезд постараюсь проверить, что там сейчас.
37.87 КБ
В этом здании горела история.

По ссылке ниже, выставка в музее Акко, где на последнем снимке Шимон Мендлер стоит рядом с коллекцией спичечных наклеек.
http://www.akkonet.co.il/forums/viewtopic.php?f=6&t=10781

Метки: ,

38 комментариев to “Маленькая история для памятника со спичками”

  1. этот памятник находится в Акко?

  2. ай маладца!
    я давно облизываюсь на твои посты с картинками
    слушай, а как вы всякий раз маршруты подбираете? и кто у вас такой умный, что все знает?

    • шо там лягушка крЫчала?:))
      я еще и на тапузе блог веду (паам бэ:)
      какие маршруты, о чем ты, мать?:))
      то друзья вытащат, то к одной тете, то к маме с другой тетей, то за ребенком (реже:)
      раньше чаще бывала в ТА — ездила на собеседования, а счас плюнула…вот.

  3. Интересно!
    Спасибо!

  4. Красивый памятник.
    А почему спички с воском? Думала что с серой обычно

    • необычный:)
      с серой — обычные, а восковые (их еще называют непромокаемые спички) пропитаны парафином, они долго горят и светятся.
      такие спички входят в НАЗ (необходимый аварийный запас).
      это я начиталась на форуме филуменистов:)
      Филуменистика — коллекционирование спичечных этикеток — вот, только сейчас узнала как это называется!

  5. Очень интересно! Но Церетели Вы сильно льстите, он не додумался бы до такого концептуального памятника)Вспомнила, что если держать одну спичку, а другую присоединить к ней головкой и поджечь, они слепятся и вторая спичка поднимется и загнется — это называется «поцелуй», надо было так изобразить))На спичечные коробки было интересно взглянуть.Сначала они напомнили мне CD.
    Занятно смотрятся письма, мне они кажутся отзеркаленными,конечно)

    • я очень хорошо помню «поцелуйчики» — со школы еще:)
      мне тоже с первого взгляда показались обложки СД:)
      у меня красивый почерк на иврите, но наклон букв….выдает, что иврит мой не родной язык:))

      • взрослому выучить иностранный язык, тем-более такой сложный — меня восхищает чрезвычайно!

      • cпасибо, Ниночка, только когда я начинала изучать мне еще и 30 не было, ну и выучить — громко сказано: еще учиться и учиться:)
        иврит только кажется сложным и тяжелым, а на самом деле это не так:)

  6. Чего только у нас нет… Вернее что у нас только есть…
    🙂

    • замечательный каламбур получился!:))
      у нас есть все!
      :)))

      • Это точно. У нас есть все, когда только на это «все» смотреть…

      • уже хорошо, что мы не туристы:))
        хотя с другой стороны, когда я показываю/рассказываю своей приятельнице, образованной женщине, которая здесь родилась и везде побывала, истории, связанные с некоторыми вполне известными местами, где я бывала, она удивляется откуда мне это известно.
        А ведь и книжки, и газеты одни и теже читаем, в принципе:))

  7. в Акко за спияками?

    да.. казалось бы — обычная спичка. А сколько удивительных открытий. Тут вот Вайцман, а задолго до него жил граф Мусин-Пушкин, который изобрел станок для нарезки спичечной соломки. Вот тогда то и стали расти спичечные фабрики по всей Белоруси как грибы. Возможно, Вайцманы были связаны с производством спичек и до приезда в Акко?

    • Re: в Акко за спияками?

      тоже возможно, хотя их отец был лесосплавщиков в Мотоле, позже он перебрался в Пинск, и кто знает, с кем он был там знаком.
      Йехиэль — выпускник сельхозакадемии в Берлине и в ЭИ работал в отделах с/х.

      • Re: в Акко за спиסчками?

        ой. а тут такое понаписано http://www.fresh.co.il/vBulletin/showthread.php?t=450205
        что Эзер Вайцман сын совсем другого Ихиэля, что фабрику основал Гершон Вайцман, который и в Литве баловался спичками, что у фабрики были филиалы в Сирии и Ливане, о жене — дочери Гиршфельда из Ришона, в честь которой на этикетках нарисовался олень. столько всего… как разобраться?

      • Re: в Акко за спиסчками?

        ух! все разузнала и исправила!:)спасибо!

      • Re: в Акко за спиסчками?

        ой как интересно! а книжку Вы читали?
        Спичечных фабрик в Ковно на 1893г значилось… аж две штуки. 🙂
        http://stasdm.onego.ru/phillumeny/index_r.htm?WinLIKE_Deep=«var%20j=new%20WinLIKE.window(»,158,215,580,1580,50);j.Nam=’main’;j.Ski=’halfzero’;j.Adr=’labels/russian/mf_re/page17/page17_r.html’;WinLIKE.addwindow(j,true);»
        Одна — Фабрика Балкан Вольперта. А фторая? И на какой из них работал «наш» олень? 🙂

      • Re: в Акко за спиסчками?

        вы имеете ввиду книжку Ноаха?
        хм, нет, думаю книга разошлась семейным тиражом.
        я нашла презентацию какого-то кустарного издательства (где муж с женой пишут-чинют-починяют:) Акко. Другим не так, как ему, повезло с дизайном обложки.
        А необязательно, что наш Цви работал на фабрике — он мог поставлять сырье или продавать уже готовые изделия.

        Вы обратили внимание, все, кто имеет в имени/фамилии Гирш (наприм. Луи Гиршман — акц.общество из Латвии) выбирают себе символом ветвистого оленя?:)

      • Re: в Акко за спичками?

        а в музее не спросили о книжке? они вполне могли презентовать музею экземплярчик.
        о Гирше Вы же сами пишете занимался производством спичек.. 🙂
        а олень — символ красивого и статного мужчины.
        гирш — на идише, цви на иврите. :))
        ой, я, наверное, совсем Вас замучила своими придирками …
        А ведь о фабрике и о том, что вокруг узнала исключительно из Вашего постика..
        Так что надо бы сперва сказать большое спасибо за Ваши исследования.
        Очень интересно

      • ага! я тоже подумала, что могли подарить, но я нашла про книжку уже после разговора с Шимоном. с следующий свой приезд в Акко постараюсь попасть в музей:))
        ну да, заниматься производством можно по разному, необязательно на фабрике сидеть, хотя одно другое не исключает:)
        в нашей большой когда-то семье было аж два двоюродных Гриши, которые были записаны Гиршами — я помню:)
        вовсе не замучила, наоборот, благодаря вам, открылось много интересного:)
        кстати, если вдруг когда-нибудь, собиретесь в Йесод-Маала — я бы с удовольствием присоединилась:))

  8. Неважно. Я на спички смотрела. Ой, как мне стыдно 🙂

    • ну вот…стараешься-стараешься…чтоб история там подходящая была, а не просто картинка…а они, понимашь, на спички смотрят:))
      а у меня при виде их сразу мысль влетела в ухо — откуда чуть-ли не посреди города спичечный обелиск :))

      важно: исказила государственный факт — это не родственники президента, а однофамильцы:))

  9. Насыщенный день!

Добавить комментарий

