Две весточки: из прошлого и настоящего

от Marina Shafir

Все это началось, как обычно с корней.
Когда Оля только перешла из начальной в среднюю школу, детям дали задание подготовиться к урокам «Шорашим» (Корни). Дети рисуют древо семьи, записывают туда краткие сведения о членах семьи и ближайших родственников, показывают фотографии.
К большому сожалению, из довоенных у нас осталось 3-4 фотографии. И то, только потому, что их сохранили родственники. Счастье вообще в том, что дед (мамин папа) нашел после войны маленьких маму и тетю Фриду, которых его зять Гирш уже собирался отдавать в детдом, так что не до фотографий было.
Вот я ее и снабдила снимками и рассказами, она получила 100 (отлично), и мы задвинули куда-то папку.

Мои прадедушка и прабабушка: Заславский Песах и Хая-Зельда.
Песах (1870-1922) был портным, про которого говорили, что он родился с золотым наперстком: он мог сшить все: начиная от платьев, и заканчивая шляпками. Он умер во время эпидемии тифа на Украине(в Кременчуге).

208.92 КБ

Прабабка же, Хая-Зельда (1870-1958) прожила долгую жизнь. И куда судьба ее не бросала и как с ней не поступала, может, смогла согнуть ее физически (папа запомнил ее сгорбленной и с палочкой), но духовно — нет.
Я понятия не имею, как она жила в те далекие тяжелые годы, оставшись с пятью детьми на руках: 4 дочери (Инда, Эстер и Бася (папина мама)и еще дочь, и сыном. Но все же, мне следовало знать о ней раньше, может это как-то помогло бы мне в моих личных переживаниях, когда я, в 23 года осталась одна с грудной Олей на руках.
Во время войны моему папе было лет 7-8, когда он потерялся. Он и сейчас любит вспоминать, как будучи сыном полка, дошел аж до Польши, а потом, какая-то сердобольная женщина из штаба полка пожалела его и выбила разрешение приехать в распоряжение части бабушке Хае-Зельде, которая до конца войны оставалась с внуком.
После войны Хая-Зельда поселилась в Коломие. Неизвестно, что ее под конец жизни туда привело: зов корней?
Я зарегистривалась на сайте jewish.org и после мночисленных поисков мне удалось даже найти снимок ее могилы!

Надпись на иврите:
здесь похоронена уважаемая женщина Заславская Хая-Зельда бат Моше (Моисеевна), и еврейские даты рождения и смерти
41.54 КБ

Совсем недавно мне пришло письмо на электр. почту. Один господин из Иерусалими написал мне:
Уважаемая, Марина!
Мой прадед Дов-Берл (Берко Ехиельевич) Заславский жил в Кременчуге (р. до 1870г.). У него было 4 брата и 3 сестры. Брата Песаха у него не было. Отцом их был Ехиель (а у Песаха — Элияху — мое прим.). Возможно Песах был братом или племянником Ехиеля. сын раввина Кременчуга Аарона (реб Арке, внук основателя Хабада Рава Шнеура-Залмана) и Хаи, младшей дочери Браславского Ребе.

Возможно…
Но теперь об этом вряд-ли можно узнать. Это Булгаковские «рукописи не горят», к сожалению, еврейские документы на территории бывшего Союза сгорели или пропали.

Вот такая, вот, ниточка из прошлого.

Метки: ,

24 комментария to “Две весточки: из прошлого и настоящего”

  1. Потрясающе интересно!!!

  2. У нас сейчас так доктора наук так не выглядят, как твой прадедушка-портной.
    А женщинам, как всегда, больше всего плохого достается

    • 🙂 да сейчас все по-другому выглядят:) хотя, некоторые дамы и сохранили осанку:))
      я тоже обратила на это внимание — и женщины выносливее мужчин почти всегда.

  3. Как это хорошо, что такие весточки приходят!
    Прекрасная фотография, и истории удивительней, чем можно придумать.
    У меня тоже есть еврейские корни — бабушка, папина мама была из многодетной еврейской семьи из Гомеля, ее звали Гита Фейгельсон, их было семеро по-моему детей. У меня совсем нет фотографий этой ветви моего рода. Помню, одна была у родителей, если найду, опубликую.

    • ух, как мне было интересно — я с той стороны, папиной, никого никогда не видела.
      брат обещал проверить, есть-ли подпись на обратной стороне.
      А знаете, что на идиш «фейга, фейгале» — птица, птичка?:) есть даже имя, правда, устаревшее, (бабушку моей подруги звали Фейга — это же имя на иврите — Ципора,Ципи:)

      • Просто, мамина мама(Нина), дочь Поулины, меня растила, мы жили вместе, поэтому весь архив, связанный с этой семьей, у меня. А бабушка Гита жила отдельно, мы к ней только в гости ездили, у нее еще сын от другого брака, он уже в старости женился, умер, и всё у его жены.

        Нет, я не знала. Это здорово, подходит:)

      • Я представляю, как Вы были рады!
        Обратная сторона карточек часто о многом говорит.
        Я несколько не о том написала в прошлом комментарии, о своем думала)

      • еще как рада:)
        не страшно: у меня это часто происходит: пишу одно — думаю о другом:)
        кстати, зато какие «драгоценности» Поулины у вас остались:)

      • то что вы помните о ней, уже хорошо!
        я же вообще не знала, а бабушку и деда (на фото ниже) в глаза не видела. я еще люблю подолгу рассматривать снимки, воображая, о чем люди думали в тот момент:)
        у нас троих родинка на щеке на одном и том же месте:)

      • да, такие сходства находить — это удивительно и почему-то помогает чувствовать себя уверенней на этом свете)
        А бабушка хороша — какова стать!

      • стать под характер..ага:)

  4. а где были родители папы, когда бабушка Хая-Зельда приехала забирать папу?

  5. Марина, с удовольствием посмотрела фотографии и прочитала комменты. Очень интересно. У меня сохранилась только фото деда с папиной стороны. Того поколения у меня больше нет фотографии.
    Люблю старые фотографии и все то, что у меня есть, бережно храню.

    • спасибо большое!
      у меня всегда была только одна фотография с папой (свадебный снимок)больше я ничего не знала.
      но это уже другая история:)
      про другого дедушку (по маме)http://olmas.livejournal.com/8617.html
      больше всего жалею, что не могу ничего раскопать, сколько не бьюсь, о семье маминой мамы.
      У нас есть общее семейное фото (известно, что они жили в Харькове (в 50-60г они встречались), некоторые имена и не так давно я нашла в одном из росс. архивов похоронку на ее дядю, там последний его адрес ул. Спартака)
      как сквозь землю провалились.

  6. а когда и как они в Кременчуг попали? Песах в Кременчуге родился?

  7. не все еврейские документы на территории бывшего Союза сгорели или пропали. мы делали запрос в минский архив и получили ответ… просто иногда надо физически в этот архив попасть и заплатить…

Добавить комментарий

