Изгнание во время праздника Освобождения

от Marina Shafir

193.81 КБ

С Песахом приходит весна, а евреи во всем мире празднуют выход из египетского рабства. Обычно это отмечают с большим воодушевлением и радостью. Только однажды случилось наоборот – вместо радости – печаль, вместо свободы –изгнание.

Ровно 100 лет назад, в конце марта 1917 года в «лейл а-седер»  еврейское население было изгнано турецкими властями из Яффо и его молодого предместья Тель-Авива.
Британская армия, продвигаясь из Синая на север, подошла к Газе. Турки, правившие Палестиной, запаниковали, так как опасались, что  в Яффо, главный  портовый город страны, вторгнуться с моря британские войска. Поэтому всем еврейским жителям было приказано покинуть его в течение нескольких дней.
Лишь феллахам (арабским крестьянам) было разрешено остаться до окончания сбора урожая. На евреев этот указ не распространялся. К арабам власти относились не слишком строго. К евреям же  наоборот, проявили предельную нетерпимость, и все попытки отменить их распоряжение или, по крайней мере, задержать его исполнение, ни к чему не привели.
Два дня спустя городской комитет Тель-Авива расклеил объявления, где жителям было приказано  срочно покинуть город. Несмотря на то, что окончательная дата эвакуации не была указана, комитет предлагал горожанам поторопиться, пока турецкие власти не применили силу. В объявлениях также указывалось, что состоятельные люди имеют право ехать куда угодно, кроме Иерусалима и Хайфы, бедняки же будут отправлены в Сирию за счет правительства. В тот же день в Тель-Авиве был создан Комитет по переселению, взявший на себя решение всех проблем, связанных с транспортом и поисками подходящего жилья для переселенцев.
Комитет решил собрать представителей поселений, в основном – с севера страны (население юга тоже получило приказ эвакуироваться, хотя по отношению к нему турки не проявляли такой жесткости, как к жителям Яффо и Тель-Авива), и просить их помощи. Помощь оказалась особенно необходимой, когда 1 апреля турки объявили, что в течение восьми суток город должен быть очищен от жителей. В тот же самый день в Тель-Авив прибыл всемогущий Джамаль-паша. Уважаемым людям города, которые предстали перед ним и хотели вновь обсудить решение властей, Джамаль сообщил, что он вынужден эвакуировать всех по военным соображениям. В пылу грядущих боев, объяснил он, город может быть разрушен до основания, и нельзя допустить, чтобы в это время там находилось гражданское население. Правда, Джамаль-паша был готов ненадолго – до середины следующей недели – отложить эвакуацию по случаю праздника Песах, но предупредил, что не исключено непредсказуемое развитие событий. «Враг Песах не соблюдает»…
Представители южных поселений, Меерович и Зайгер, утверждали, что женщин и детей лучше оставить на местах, как это делалось в арабских деревнях. «Почему наши жены должны оказаться в положении худшем, чем жены феллахов?» – спрашивали они. Ответ Джамаля-паши гласил: «Когда я дам последний сигнал, все должны будут оставить свои дома в течение нескольких часов. Что тогда станут делать ваши изнеженные женщины? А жен феллахов погонят кнутами и палками…»
Меир Дизенгоф, глава городского комитета, просил пашу рассматривать Тель-Авив как поселение и отнестись к нему соответственно. Но все было напрасно. Ежедневно, сотни жителей покидали Яффо и Тель-Авив. Из поселений прибывали возчики с повозками, чтобы оказать людям помощь при переезде. Особенно щедрой оказалась в этом отношении Галилея.
Однако кое-кто использовал ситуацию для личного обогащения. Они требовали огромную плату и за повозки, и за лошадей. «Пусть станетстыдно Петах-Тикве, которая торговалась, как мелкая торговка с рынка, и пусть накроет позор тех из Зихрона, Реховота и Ришона, которые посчитали это время подходящим для обогащения. Позор им! И как прекрасны деяния жителей Галилеи, и как праведны пути их!» Это слова Мордехая Бен-Гилеля а-Коэна.
В Тель-Авиве царили страх, гнев, подавленность и бессилие. Моше Смилянский так описывает канун Пейсаха 1917 года: «Мы как тени бродим по улицам пустеющего Тель-Авива. Повозки, верблюды, ослы… Какая-то детская коляска, запряженная парой ослов, и двое мальчиков, управляющие ею. Всё, загруженное доверху, медленно тянется по пескам в Петах-Тикву».
В канун праздника, 6 апреля 1917 года, Тель-Авив почти опустел. Несколько десятков семей провели грустный седер Песах, и  на следующий день в синагоге собрались всего 70 человек. Еще через три дня в изгнание отправились последние жители. Только несколько молодых людей остались охранять дома и имущество.
Петах-Тиква была первой станцией на пути изгнанников. Оттуда они двинулись дальше на север, и большая часть их добралась до Нижней Галилеи. Говорили, что из пяти тысяч изгнанников приблизительно две тысячи поселились в Нижней Галилее, около тысячи в Цфате и Тверии, и еще тысяча – в крошечном поселке Кфар-Саба.
Сведения о жестокости турок по отношению к евреям, публиковались в газетах многих стран.
Наступило 1 апреля, и было объявлено: последние 48 часов… Джамаль-паша открыто заявил, что радость евреев по поводу продвижения британской армии к Газе будет кратковременной, поскольку он приложит усилия к тому, чтобы их постигла участь армян.
В результате давления, которое еврейские организации оказали на правительства центральных держав и нейтральных государств, турки ограничились высылкой евреев из Яффо и Тель-Авива и не изгоняли их из других мест. Беженцы терпели немыслимые лишения, многие из них скончались от тяжелых болезней. В стране вспыхнуло несколько эпидемий. Приблизительно полгода спустя, когда этот регион заняли англичане, некоторым из переселенцев удалось вернуться. Однако, большинство из них были вынуждены ждать еще более полутора лет – до окончания войны.

(из книги מרדכי נאור — ארץ אהבתי)

М. Бен-Гилель а-Коэн (1856–1936), родился в России. Литератор и общественный деятель, сторонник Т. Герцля. В 1907 году поселился в Яффо. Один из основателей Тель-Авива, автор ряда книг по истории Яффо и Тель-Авива.

Городской Комитет — будущий Тель-авивский муниципалитет. В 1907–1911 годах первым председателем комитета квартала Ахузат Баит, из которого вырос Тель-Авив, был Акива-Арье, в 1906 году приехавший в Яффо из Польши.

Джамаль-паша — в 1914–1917 годах командующий турецкой армией и военный правитель Сирии и Палестины.

М. Дизенгоф (1861–1936) приехал в Палестину из Одессы в 1905 году, жил в Яффо. В 1911–1921 годах был председателем городского комитета Тель-Авива, в 1921 году избран первым мэром города.

М. Смилянский (1874–1953) приехал в Палестину в 1890 году из Украины. Общественный деятель ишува, один из первых в Эрец-Исраэль плантаторов, писатель, публицист.

108.15 КБ

98.83 КБ

94.94 КБ

137.65 КБ

121.84 КБ

101.47 КБ

69.79 КБ

110.11 КБ

112.95 КБ

86.85 КБ

174.53 КБ

Реклама

8 комментариев to “Изгнание во время праздника Освобождения”

  1. Interesting!. Another «passover».
    The city is beautiful!.

  2. Ох, ну ты Художник! Пропадает такой талант

    • он (талант) уже давно заблудился в прошедших годах:)

      хм, телепатия: я тут недавно проветривала свои акварели и подумала, что пора бы и за картоном съездить-купить:)

      ты уже вернулась?:) жду отчет!

      • Re: он (талант) уже давно заблудился в прошедших годах:)

        Так ты еще и рисуешь!!!!!
        Надо покопаться в новых снимках. Что-то много снимала, а толку мало 🙂

      • я уверена, что ты обязательно что-то найдешь!:)

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: